Надя Шереметова. Преодолевая фотографию. 1 уровень

WEBSITE_BBBBP-11

Marton Perlaki

Куратор программы: Надя Шереметова

Продолжительность курса: 9 месяцев

Формат: занятия проходят по четвергам с 19:00 в галерее ФотоДепартамент с одновременным включением онлайн-участников.

Заявки с портфолио и мотивационным письмом принимаются до 25 сентября’ 2016 (включительно).
Дата первого занятия: в связи с проведением фестиваля современной фотографии «Присутствие / Presence» в Петербурге с 7 по 9 октября, первое занятие группы пройдет 13 октября 2016

Стоимость участия: 4500 руб. в месяц за каждый курс для всех новых участников и 4200 в месяц для студентов, уже проходивших обучение в ФотоДепартамент.Институт. Оплата по триместрам

О курсе

Самое важное, и самое сложное, в фотографии – это бороться с её очевидностью. Фотография – это не то, что мы видим на поверхности отпечатка, файла или даже между снимками, это то, что возникает за ней, то, с чем соотносится фотография в нашем сознании, исходя из опыта, визуальной или психической памяти, и даже из того, что нам никогда не было знакомо. Это нечто, неосязаемое  и волнующее, раскрывается для нас как явление, Событие, именно посредством изображения.

В структуре фотографии, в её природе, есть какая-то математическая точность, некий узел, который нам необходимо будет разгадать. Чтобы преодолеть его, и изобрести новые свойства и новые пути работы фотографии, и с фотографией. Завязанные друг на друга темпоральность, пространство, свет, плоскость изображения, эмоциональный и смысловой уровни фотографии (и другие – какие? составляющие. это вопрос курса) существуют вместе и оказывают воздействие на зрителя, передают ему сообщение, вовлекают в идею. А автор, размышляющий в пространстве фотографии как средства, и исследующий его, умело играет с ней, акцентируя её свойства и преодолевая границы.

Основываясь на постепенном изучении составляющих фотографии, как изображения (визуальный язык) и как идеи (что есть фотография? где фотография?), мы будем исследовать границы того, что называется “современные практики фотографии” – жанры, стили, арт-документалистику, работу с цифровыми и аналоговыми архивами, видео, инсталляциями и объектами.

В первую очередь мы будем говорить о том, что входит в зону “до изображения” – заниматься исследованиями, лежащими в основе любого серьезного и самостоятельного фотопроекта и говорить о методах работы – искать визуальный язык, и придумывать свои, новые – преодолевающие предыдущий опыт фотографии – методы. И уже затем будем говорить о практических моментах построения и продвижения фотопроектов и форматах их завершения – от формулирования названия, написания текстов к проектам и заявок на гранты до работы над книгой, zin`ом, инсталляцией, выставочным пространством или мультимедиа.

 

Программа будет насыщена съемочными заданиями, через которые фотограф сможет открыть потенциал изображения, указать на его свойства и проявить иной смысл, отличный от считываемого с поверхности изображения. В программе обязательно будут: анализ большого потока информации, касающегося современных процессов, происходящих в фотографии в мире, самостоятельные исследовательские задания и презентация их итогов в виде выступлений, обсуждений или письменных эссе.

Набираемые в процессе обучения знания и навыки помогут фотографам в работе над персональной, задуманной или уже находящейся в процессе реализации, темой, проектом, концепцией, решаемой посредством фотографии и, по-возможности, создаваемой на границе жанров и практик, и вне привычной линейной формы построения повествования. Выпускной проект защищается на общем просмотре всех групп по окончании года обучения в Институте, с участием кураторов, гостей и студентов.

Помимо навыков индивидуальной работы в течение года будет много времени уделяться групповым практикам, через задания и общие обсуждения группа может прийти к реализации совместной выставки, которой завершит учебный год.

В ридер курса будут входить статьи на русском и английском языках, затрагивающие соотношение теории и практики фотографии, различные аспекты современной визуальной культуры, исследование её пограничных жанров, критические статьи о фотографах, тексты, исследующие визуальность с точки зрения философии.

Программа “Преодолевая фотографию” предназначена для практикующих фотографов, стремящихся заниматься персональными фотопроектами в области арт- и документальной фотографии.

 

Задание к первому занятию:
—  найти фотографию/автора, которые не понятны или не приемлемы для вас на сегодняшний день (принести 10 изображений)

nadya-sheremetova

Куратор курса

Надежда Шереметова — куратор, исследователь фотографии, фотокритик, директор Фонда “ФотоДепартамент”

Организатор образовательных, выставочных и международных проектов “ФотоДепартамента”. С 2009 года постоянный куратор проекта “Молодая фотография” / www.youngphotography.ru. С 2010 года – автор и ведущий практикума “Фотография после фотографии”, который проходит не только в Петербурге на базе ФотоДепартамента, а также в Москве в галерее «Меглинская» (Винзавод) и в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко. С 2011 года является куратором нескольких авторских курсов образовательной программы ФотоДепартамент.Институт, которую ведет ФотоДепартамент. Является главным редактором онлайн-журнала о современной фотографии Ф. (www.fmagazine.ru).
Выступала куратором групповых и персональных выставок российских фотографов, которые проводились в составе фестивалей Backlight 2011 (Тампере, Финляндия), «Мода и стиль в фотографии 2015» (Москва), Фотопарад 2015 (Углич), в Центре фотографии им.братьев Люмьер (Москва), музее фотографии Дом Метенкова (Екатеринбург), Красноярский художественный музей и на других площадках.