Об институте

Долгосрочная образовательная программа

ФотоДепартамент.Институт / 2 года обучения

Ближайший сезон образовательной программы: осень 2017 — весна 2018

 

ФотоДепартамент.Институт является продолжением образовательной программы “Фотография как исследование”, которую ФотоДепартамент вел с весны 2011 года. Постоянно развивая и совершенствуя программу и подход к образованию, реагируя на пробелы, возникающие в сфере теории, мысли, дискуссионного поля современной фотографии в России, мы подошли к следующему этапу развития образовательной платформы и разработали качественно новую программу образования в области фотографии, которая рассчитана на два года обучения, которая была запущена с 2013 года.

Подобная образовательная инициатива является первым экспериментом негосударственной институции в попытке создать системное фотографическое образование с полным погружением студентов в изучение фотографии, практически так же, как это происходит в магистерских программах (Master of Art) зарубежных университетов.

Обучение в программе сочетает в себе работу с кураторами в группах, интенсивное чтение, просмотр видео и фотопроектов, самостоятельный анализ предложенных кураторами материалов, съемку, подготовку и обсуждение промежуточных заданий, написание эссе, лекции приглашенных специалистов из разных гуманитарных дисциплин, и в течение всего периода – работу над персональным фотопроектом, его развитие, завершение и защиту. Второй год обучения является более самостоятельным для студентов и прорабатывает такие навыки, как проведение исследования, придание формы идеям и работа над завершением проекта, его экспонированием и продвижением, опыт групповой работы, в том числе над совместными выставками от начала и до конца и др.

Самым важным итогом программы мы считаем формирование у выпускников персонального портфолио, состоящего из фотопроектов, исследований, эссе и итогов групповых проектов и выставок, а также навык самостоятельной и групповой работы.

В целом программа больше похожа на экспериментальную лабораторию, в которой наряду с практической фотографией, направление изучения которой задано отдельными кураторскими программами, фотографы формируют критический подход к пониманию современной фотографии – через семинары, чтение и обсуждения набирают инструментарий теории фотографии, изучают и учатся рассуждать о современной фотографии, слушают лекции по таким разносторонним темам, как теория и философия фотографии и современного искусства, эстетическая теория, культурная идентичность, урбанистика, философия повседневности, визуальная антропология, вопросы общества, гендера, политики, визуальных исследований, медиа, психоанализа, массовой культуры и т.п.

Одной из основных задач образовательной программы стало объединение в одну коммуникационную сеть активно снимающих фотографов, искусствоведов, философов, кураторов и арт-критиков, создание среды для взаимного наполнения и совместной работы. Почти четыре года успешной работы программы «Фотография как исследование» подтвердили, что самый важный фактор, который дает программа — это налаживание горизонтальных связей, активный интерес к работам друг друга среди фотографов из разных регионов и даже стран, разных направлений фотографии, постоянное общение и инициирование совместных проектов. Большая часть из привлеченных к программе лекторов – это молодые специалисты, закончившие университетские программы по истории искусств, культурологии, философии или социологии, и развивающие свои научные и практические интересы в направлениях и темах, с которыми в том или ином аспекте соприкасается фотография. С другой стороны, лекторами выступают лучшие приглашенные специалисты – профессора ВУЗов, кураторы, искусствоведы, исследователи.

Процесс совместной работы кураторов, лекторов и слушателей – это не просто процесс обучения одного у другого, а взаимный обмен опытом, знаниями, представлениями о пока еще разобщенных мирах и интересах людей, занимающихся разными областями искусства и культуры, от фотографии, кино до урбанистики или философии, и совместное исследование, которое может вылиться в фотопроект, статью, журнал, книгу, zine или другой завершенный итог.

С 2015 года образовательная программа строится на следующих принципах работы:

вне авторитетов — существенное преобразование социальной среды фотографии, в которой фотообразование, процесс становления автора и его творческой реализации направлены на выработку самостоятельных решений и действий авторов, а роли различных игроков сферы переопределяются

социально ответственная фотография — фотография формирует современную визуальную культуру и влияет на представления людей, как о современных стратегиях и способах отражения реальности, так и об актуальных проблемах и явлениях текущей жизни общества

переосмысление фотосообщества — построение и развитие горизонтальных связей между авторами и создание практик, встреч, ситуаций, в которых формируется возможность оказаться едиными — в пространстве, порыве размышлений, действиях, проектах

изменения – постоянное нахождение в состоянии трансформации — фотографии как медиума, практики образования, духа времени

практика через теорию — теоретические и философские идеи о том, как структурировано пространство вокруг нас и пространство искусства, помогают более ясной работе над персональными проектами и формированию новых подходов

 

КУРАТОРЫ ПРОГРАММ 2016-2017

Алина Белишкина, бакалавр искусств (Смольный Институт, СПб, Bard College US), куратор

Юрий Гудков, художник, куратор, независимый критик
Яна Романова, фотограф
Юлия Спиридонова, фотограф
Надежда Шереметова, куратор, фотокритик, исследователь фотографии

Подробнее о формате обучения и условиях поступления читайте в разделе Об обучении

Организатор программы:
ФотоДепартамент
190031, Россия, г. Санкт-Петербург
Гражданская ул., 13-15 / 1 этаж
Бертгольд центр
м. Сенная площадь / Садовая / Спасская
Работаем: ежедневно, с 12.00 до 20.00
тел.: +7 901 301 7994
school@fotodepartament.ru
www.fotodepartament.ru