Об институте

Долгосрочная образовательная программа

ФотоДепартамент.Институт / 2 года обучения

Ближайший сезон образовательной программы: осень 2016 — весна 2017

Прием заявок на программу 2016-2017 года открыт!

ФотоДепартамент.Институт является продолжением образовательной программы “Фотография как исследование”, которую ФотоДепартамент вел с весны 2011 года. Постоянно развивая и совершенствуя программу и подход к образованию, реагируя на пробелы, возникающие в сфере теории, мысли, дискуссионного поля современной фотографии в России, мы подошли к следующему этапу развития образовательной платформы и разработали качественно новую программу образования в области фотографии, которая рассчитана на два года обучения, которая была запущена с 2013 года.

Подобная образовательная инициатива является первым экспериментом негосударственной институции в попытке создать системное фотографическое образование с полным погружением студентов в изучение фотографии, практически так же, как это происходит в магистерских программах (Master of Art) зарубежных университетов.

Обучение в программе сочетает в себе работу с кураторами в группах, интенсивное чтение, просмотр видео и фотопроектов, самостоятельный анализ предложенных кураторами материалов, съемку, подготовку и обсуждение промежуточных заданий, написание эссе, лекции приглашенных специалистов из разных гуманитарных дисциплин, и в течение всего периода – работу над персональным фотопроектом, его развитие, завершение и защиту. Второй год обучения является более самостоятельным для студентов и прорабатывает такие навыки, как проведение исследования, придание формы идеям и работа над завершением проекта, его экспонированием и продвижением, опыт групповой работы, в том числе над совместными выставками от начала и до конца и др.

Самым важным итогом программы мы считаем формирование у выпускников персонального портфолио, состоящего из фотопроектов, исследований, эссе и итогов групповых проектов и выставок, а также навык самостоятельной и групповой работы.

В целом программа больше похожа на экспериментальную лабораторию, в которой наряду с практической фотографией, направление изучения которой задано отдельными кураторскими программами, фотографы формируют критический подход к пониманию современной фотографии – через семинары, чтение и обсуждения набирают инструментарий теории фотографии, изучают и учатся рассуждать о современной фотографии, слушают лекции по таким разносторонним темам, как теория и философия фотографии и современного искусства, эстетическая теория, культурная идентичность, урбанистика, философия повседневности, визуальная антропология, вопросы общества, гендера, политики, визуальных исследований, медиа, психоанализа, массовой культуры и т.п.

Одной из основных задач образовательной программы стало объединение в одну коммуникационную сеть активно снимающих фотографов, искусствоведов, философов, кураторов и арт-критиков, создание среды для взаимного наполнения и совместной работы. Почти четыре года успешной работы программы «Фотография как исследование» подтвердили, что самый важный фактор, который дает программа — это налаживание горизонтальных связей, активный интерес к работам друг друга среди фотографов из разных регионов и даже стран, разных направлений фотографии, постоянное общение и инициирование совместных проектов. Большая часть из привлеченных к программе лекторов – это молодые специалисты, закончившие университетские программы по истории искусств, культурологии, философии или социологии, и развивающие свои научные и практические интересы в направлениях и темах, с которыми в том или ином аспекте соприкасается фотография. С другой стороны, лекторами выступают лучшие приглашенные специалисты – профессора ВУЗов, кураторы, искусствоведы, исследователи.

Процесс совместной работы кураторов, лекторов и слушателей – это не просто процесс обучения одного у другого, а взаимный обмен опытом, знаниями, представлениями о пока еще разобщенных мирах и интересах людей, занимающихся разными областями искусства и культуры, от фотографии, кино до урбанистики или философии, и совместное исследование, которое может вылиться в фотопроект, статью, журнал, книгу, zine или другой завершенный итог.

С 2015 года образовательная программа строится на следующих принципах работы:

вне авторитетов — существенное преобразование социальной среды фотографии, в которой фотообразование, процесс становления автора и его творческой реализации направлены на выработку самостоятельных решений и действий авторов, а роли различных игроков сферы переопределяются

социально ответственная фотография — фотография формирует современную визуальную культуру и влияет на представления людей, как о современных стратегиях и способах отражения реальности, так и об актуальных проблемах и явлениях текущей жизни общества

переосмысление фотосообщества — построение и развитие горизонтальных связей между авторами и создание практик, встреч, ситуаций, в которых формируется возможность оказаться едиными — в пространстве, порыве размышлений, действиях, проектах

изменения – постоянное нахождение в состоянии трансформации — фотографии как медиума, практики образования, духа времени

практика через теорию — теоретические и философские идеи о том, как структурировано пространство вокруг нас и пространство искусства, помогают более ясной работе над персональными проектами и формированию новых подходов

 

КУРАТОРЫ ПРОГРАММ 2016-2017

Алина Белишкина, бакалавр искусств (Смольный Институт, СПб, Bard College US), куратор
Анастасия Богомолова, фотограф
Яна Романова, фотограф
Юлия Спиридонова, фотограф
Надежда Шереметова, куратор, фотокритик, исследователь фотографии

Подробнее о формате обучения и условиях поступления читайте в разделе Об обучении

Организатор программы:
ФотоДепартамент
191186, Россия, г. Санкт-Петербург
Дворцовая набережная, 20 / 1 этаж
м. Адмиралтейская / Невский проспект
Работаем: ежедневно, с 12.00 до 20.00
тел.: +7 901 301 7994
school@fotodepartament.ru
www.fotodepartament.ru