fbpx

Игорь Лебедев. Теория и практика современной фотографии

Michele Abeles 2011 1st of January

Куратор программы: Игорь Лебедев

Занятия будут проходить по понедельникам с 19:00 в галерее ФотоДепартамент с одновременным включением онлайн-участников. Первое занятие состоится 15 сентября. Продолжительность обучения — 9 месяцев.

 

Понимание и освоение современной фотографии неразрывно связано со знаниями и опытом базирующимися в трёх областях: истории, теории и практике.

Курс, рассчитанный на два семестра,  обзорно знакомит со значимыми моментами в истории современной фотографии, как с точки зрения теоретических поисков, так и со стороны фотографических практик.

Курс базируется на анализе и обсуждении 17 тем. Каждая тема рассматривается в историческом и теоретическом контексте. Из них 7 тем предлагается решить, дополнительно к теории, через практические работы.

С позиции истории фотографии, курс  отталкивается от событий, происходивших в искусстве первой трети двадцатого века, и прослеживает эволюцию фотографии через период теоретизации фотографами своих идей, и концептуализацию фотографических практик до её современного состояния. Одновременно к прочтению, анализу и обсуждению предлагается ряд отрывков из теоретических текстов, призванных помочь в формировании объёмного представления  о рассматриваемых в ходе курса  темах.

Практическая часть курса построена на самостоятельном решении практических заданий и дальнейшем индивидуальных и групповых обсуждений, написании сопроводительных  текстов к выполняемым работам и  двух проектных работах, одна из которых представляется в конце первого семестра, вторая, как итоговый проект в конце второго семестра.

 

Программа курса, 2 семестра

Тема 1

— Современная фотография? – Что это такое? – постановка вопросов предполагающих субъективные ответы.

Тема  2

— Введение в философию современного искусства.

— Красота как эстетическая категория и возможное поле для творческих исканий.

+ Задание для индивидуальной практической работы.

Тема  3

— Что важнее фотография или текст? Письмо и речь в фотографии.

Тема  4

— Роль фотографии в экспериментах и поисках 1920-30-х годов – основание новой традиции, поиски нового языка или торжество приёма.

Тема  5

— Ситуация в фотографии середины ХХ века.

— Момент и Время – два вектора фотографии.

+ Задание для индивидуальной практической работы.

Тема  6

— Субъективное восприятие реальности: эмоции против наблюдения. Теория эквивалентности.

Тема  7

— Внешнее или внутреннее – идея требующая внимания.

+ Задание для индивидуальной практической работы.

— Идея и её визуализация. Проектная работа в фотографии как метод познания себя и мира.

Тема 8

— Индивидуальный проект.

В начале второй части первого семестра участникам предлагается приступить к работе над локальным творческим проектом, итогом которого должна стать серия фотографий.

Тема 10

— 1960-80 — фотография трансформируется. Художник / Фотограф различия в подходах.

Тема 11

— Концептуальное искусство и концептуализация фотографии.

Тема  12

— Фотография как современное искусство: исследования жизни  в визуальном формате.

Тема  13

— Гендер и фотография. Женский и мужской подход.

+ Задание для индивидуальной практической работы.

 

Второй семестр включает в себя работу над итоговым индивидуальным проектом реализуемым автором в любом из следующих форматов: выставочном, мультимедийном или печатном.

Тема  14

Портрет. Поиск идентичности

+ Задание для индивидуальной практической работы.

Тема 15

— ТО, чего мы боимся…. Страх и ужас в фотографии.

+ Задание для индивидуальной практической работы.

Тема 16

Я тебя не знаю. Перформанс и фотография.

+ Задание для индивидуальной практической работы.

Тема 17

Точка на карте. География и история документальные сидетельства.

+ Задание для индивидуальной практической работы.

Список литературы:

Andre Rouille  2005 «Фотография. Между документом и современным искусством».

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1994

Брэндон Тейлор Актуальное искусство 1970-2005.Образы и предметы: восьмедисятые  / Фотография как искусство. – М.: Слово/Slovo, 2006

Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 / Пер. с англ.; Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2005

Гендер и трансгрессия в визуальных искусствах. Сборник научных статей. – Вильнюс: ЕГУ; М.: ООО «Вариант», 2007

Делёз Ж. Кино. – М.: Ad Marginem, 2004

Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. – СПб.: Алетейя, 2013

Лисман К. Философия современного искусства. – СПб.: Гиперион, 2011

Метафизические исследования 214. Дагерротип. Альманах Лаборатории Метафизических

исследований при философском факультете СПбГУ. – СПб.: Издательство Санкт-петербургского философского общества, 2010.

Стоикита В. Краткая история тени. – СПб.: Machina, 2004. – 269 с.

Сонтаг С. О фотографии. – М.: «Ад Маргинем Пресс», 2013

Флюссер В. За философию фотографии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008

Godfrey Tony. Conceptual Art. Phaidon Press Limited, 1998

Green Jonathan. American Photography. Harry N. Abrams, New York, 1984

The Photograph as Contemporary Art. Charlotta Cotton. London, Thames&Hudson Ltd, 2004

The Body in Contemporary Art. Sally O’Reilly. Thames & Hudson Ltd, London, 2009

Minor White «Equivalence: The Perennial Trend», PSA Journal, Vol. 29, No. 7, pp. 17-21, 1963

Mutations. Perspectives on Photography. Pontbriand C. Paris Photo Platform, Steidl, 2011

Стоимость обучения, срок подачи заявок и условия участия уточняйте на сайте в разделе Об обучении.

Чтобы подать заявку на участие в данном курсе заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс и год обучения из списка.