Варвара Кузьмина, Владимир
(2014-2015, курс Михаила Доможилова “Документальная фотография и фотожурналистика”)

Самое главное и решающее в этом обучения для меня — возможность учиться дистанционно.  Это можно делать из любой точки земли и встроить обучение в свою жизнь, ничего не меняя в ней кардинально. Для меня это возможность попасть в контекст современной фотографии и искусства, живя в провинции. Минусом такого обучения является формат он-лайн конференции, к которому нужно привыкнуть. У меня на это ушло несколько первых месяцев. Сложность в том, чтобы воспринимать информацию на слух, бывают перебои со связью, иногда выпадаешь из общения, так как не видишь всю группу  целиком и не понимаешь кто, что сказал. Под конец обучения я научилась различать всех по голосам и уже не испытывала таких сложностей.

Если говорить про программу обучения у Михаила, то мы много говорили о том, из чего складывается хороший проект  и его различных аспектах. Это полностью совпало с моими личными целями, до этого курса у меня не было ни одного собственного проекта, за год я сняла несколько, два из них попали в финалы престижных конкурсов. Год назад такое казалось мне фантастикой. Но конечно,  чудес не бывает, и результаты зависят от нас самих. Для того, чтобы появился результат – придется много работать самостоятельно.

Большой плюс обучения у Михаила — это экспедиции, особенно для тех, кто учится дистанционно. Это возможность реального общения, которого так не хватает при обучении он-лайн, опыт полевой работы под руководством Михаила и испытание своих возможностей в максимально сжатые сроки. Лично для меня это был очень полезный опыт: я поняла, как много можно сделать всего за неделю, при том, что дома можно раскачиваться месяцами;  осознала свои сильные и слабые стороны, вышла за границы собственной зоны комфорта.  Большой плюс Миши как преподавателя – отсутствие давления на художественный язык студентов, он дает возможность каждому искать свой способ выражения. 

Отдельно хочу отметить большое количество дополнительных лекций от Фотодепартамента, которые шли по выходным. К сожалению, я не успевала смотреть их регулярно, но всегда есть возможность посмотреть запись.

Я очень рада, что мне удалось поступить в ФотоДепартамент и прожить этот год так активно.

Кристина Бражникова, Воронеж
(2014-2015, курс Яны Романовой “Сила среды”)

После курса Яны у меня многое перевернулось в голове, и, по ощущениям, я еще буду долго переваривать полученную информацию. Было сложно, но очень интересно. Мне кажется, столько нового я не узнавала со времен курса третьего универа) (отдельное спасибо за Уэльбека и Гондри, сама бы я до них еще нескоро дошла). И не важно, считаете вы себя художником или журналистом, живете вы в Питере или где-то еще.

 

 

Таисия Шарафутдинова, Санкт-Петербург
(2014-2015, курс Яны Романовой “Сила среды”)

На заднем сиденье маршрутки холодно. Смотрю фотографии Марины, поступившей в прошлом месяце . Думаю что не смогу, но соглашаюсь. Так в середине года я оказываюсь в «Силе среды» и тут начинается.
Когда читаешь, щиплешь себя за руку, чтобы не уснуть. Читаешь по несколько раз одно и тоже предложение. Много-много раз, пока придет или не придет понимание. Слушаешь не просто, пытаешься проговаривать . Пока не начнешь говорить, не запомнишь, не поймешь. Может перестанешь снимать, или больше не важно станет, как снимать и что снимать, а скорее зачем.
Яна делится своей одержимостью, заражает нас желанием делать/смотреть/думать/читать. Я всегда получаю ответы на свои вопросы, даже если не произношу их вслух, и что важно не только от Яны. В этом для меня и случается сила среды, здесь каждый думает с тобой, проживает с твоей стороны, пытается смотреть твоими глазами.
Под конец обучение все больше напоминает испытание. Мы как никогда чувствуем, что мы вместе, что так уж вышло и никуда нам друг от друга не деться. И мне кажется, что вся сила заключается в этом мы.
Спасибо за этот опыт. Я написала это предложение первым, потому что мне казалось это отличный конец. «Спасибо за этот опыт» много дней сползало вниз вместе с остальным текстом. Оно напоминало о том, что было важно и сейчас важно. И теперь мне просто хочется сказать, что я счастлива, что оказалась там, где должна была быть.

Александр Горбунов, Санкт-Петербург
(2014-2015, курс Яны Романовой “Сила среды”)

Я — ветеран курсов Яны и, если пойду на еще один, то вполне могу по окончании требовать диплом государственного образца об окончании Санкт-Петербургского Института Яны Романовой (СПб ИЯР).
На первом курсе, он назывался «Шесть невозможных идей до завтрака», я был очарован практиками учебного процесса, навсегда полюбил манеру Яны преподавать и к финалу курса ничего не сделал.
На втором курсе «Сделка с посторонним» наши ряды редели с каждой неделей – из 15, по-моему, участников, осталось только трое, не считая Яны и считая меня. К финалу курса сделал проект «Practice» про то, как фотографы ищут близкую себе тему для работы.
На третьем курсе я не читал почти никакой теории сделал всего пару съемочных заданий. Не то, чтобы мне было неинтересно, но часть вещей я уже знал из предыдущих серий. Как я хочу думать, я тренировал в себе особый навык – «абсурдно мыслить в любой ситуации», который помогает из еле оформившейся идеи выделить главное, сфокусироваться на нем и сделать так, чтобы итоговая работа была интересна.
В финале курса я сделал работу «Artist working» про то, что искусством мы считаем то, что таковым именуем и про то, что каждый из нас художник, если немножко подумает.
Самое прекрасное в работе с Яной – это ее великолепное чувство юмора и встроенный генератор асбурда — ей не приходится это тренировать, у нее это уже есть. Чувство юмора привить не обещаю, но мыслить точно будете внезапно.
И да, она заставит вас сделать проект, чего бы это ей не стоило, за что ей большое спасибо

 

 

Александр Агафонов, Пермь
(осень-весна, 2014, курс Натальи Резник “Фотография и время. То, что осталось”)

Этот курс смог преодолеть техническую ограниченность вебинра. Сочетание лекций, практики, дискуссий с приглашёнными гостями и собственными выступлениями создали рабочую и, в то же время, непринуждённую атмосферу. Множественные философские абстракции, трактующие феномен времени, были поданы преподавателем прозрачно и легко. Наталья прекрасно даёт работу с текстом к проекту. В отличие от некоторых похожих курсов, в этом присутствовал крупный практический блок, где проблема времени решалась не через “что?” а через “как?” Совершенно новой и полезной для меня оказалась в этом формате самостоятельная работа и доклад “в камеру”. Ну и конечно состав группы – группа собралась сильная и яркая. Сгенерировано столько идей, что не всё ещё реализовано. Очень насыщенный и разнообразный курс.

Анна Макарова, Санкт-Петербург
осень-весна 2014, курс Яны Романовой «Сделка с посторонним»
Буквально год назад я думала не подать ли мне заявку на обучение в ФотоДепартамент и совершенно не подозревала, что это перевернет мою жизнь… так я нашла свое место. Чуть позже — зимой, для съемки проекта нас объединили в пары, мы отправились в экспедицию на Канонерский остров, но я даже не подозревала, что это перевернет мою жизнь снова… так я нашла свою любовь. В прошлое воскресенье я пыталась бодро держаться на ногах на ресторанном дне во дворе ФотоДепартамента и конечно не подозревала что моя жизнь перевернулась опять! И я нашла счастье. Мы ждем ребенка!!! Такие результаты первого учебного года))
Хочу особо отметить, учиться с Яной Романовой — это быть готовым к чудесам, приключениям и подвигам каждый день. Всем любовь!!!

 

 

Наталия Балута, Москва
осень-весна 2014, курс Надежды Шереметовой «Фотография. Post-graduate»
Работа в Надиной группе Post-graduate меня по настоящему вдохновляет. Это уже не назовешь учебой, скорее именно работа, взаимодействие. Со многими ребятами в группе мы общаемся уже не первый год, так что, на мой взгляд, сложилось уже какое-то творческое пространство, общее мыслительное поле. Все очень разные, и при этом понимают (более или менее  ) о чем говорят/снимают другие. Так, что есть возможность поделиться каким-то промежуточным итогом своих проектов, вынести на обсуждение что-то «сырое» и получить очень продуктивное обсуждение. Мне всегда такие обсуждения помогали, иногда получаешь один комментарий, но он такой, что может сильно повернуть, то, что делаешь и, в итоге поможет прийти к гораздо более качественному состоянию проекта.
В этом последнем сезоне меня очень радовали задания, которые Надя нам давала, каждое из них было маленькой революцией в моем мозгу, и очень хочется чтобы подобные «упражнения» продолжались в будущем.
Еще мне понравилось, что в этом году мы работали на общий групповой результат – выставку. Занятия очень приятны и сами по себе, как процесс – собраться, поговорить с приятными людьми на интересные темы. А то, что наши разговоры были продуктивными, не «уходили в песок», а в итоге складывались в результат,  это просто кайф. Если бы не было выставки (как цели, или если бы у нас не получилось), то даже от приятного процесса разговоров, боюсь остался бы несколько депрессивный осадок «зачем все это, кому это нужно, ни к чему не ведет».
Правда в первой половине года, мне кажется мы как-то увязли в разговорах, казалось, что как раз ничего не выйдет, никакого результата, поговорим и все. Может мы могли бы работать быстрее. Хотя, не факт, может как раз нужен был этот долгий старт, за это время накопились и отстоялись идеи, поэтому в концу года удалось все закончить и оформить быстро.
По-моему каждой группе полезно было бы ставить себе какую-то практическую достижимую цель к концу курса – выставку, zine, видео.
Лекции я посещала не часто, наверное одну из 3-4, но многие потом слушала в записи. Сложно бывает посещать из-за того, что лекции в субботу в середине дня. Получается, что на день что-то еще другое не запланируешь. Если бы они были утром или вечером в субботу или вечером в рабочий день было бы проще. Но в принципе при наличии записи это не критично (хотя было несколько случаев когда качество звука было плохое, тогда пропуск уже непоправим…).
Из тем лекций интересны были практически все теоретические. Полезно было бы иметь побольше практических тем в будущем о продвижении себя, как фотографа (типа выступать, который делала Яна или лекция Петра Прайса). И интересно было бы расширить круг лекторов, чтобы бывали какие-то «сторонние» люди (например антропологи) и иностранцы. Когда на выставке Undercover в прошлом году были виртуальные встречи с зарубежными фотографами, дизайнерами, издателями и экскурсии по выставке, это очень расширило «кругозор» и хотелось бы побольше такого опыта.
По поводу защиты сложно дать развернутый комментарий, я защищалась по скайпу и в принципе моя собственная защита был довольно продуктивной и безболезненной. Я посмотрела не так много защит других ребят чтобы вынести что-то общее. Уже после защит, мне хотелось пересмотреть некоторые проекты, но я не обнаружила их в общей папке группы. А было бы хорошо иметь какой-то «дайджест» то итогам защит, с названиями и кратким описанием проектов, чтобы можно было с авторами потом пообщаться о чем-то, что заинтересовало.

Лена Холкина, Москва
осень-весна 2014, курс Надежды Шереметовой «Фотография. Post-graduate»
Я закончила курс Нади Шереметовой Post-graduate. Для меня это был первый опыт дистанционной учебы — занятия проходили через систему Skype+онлайн-конференция. Технически это несложно, морально — первые пару занятий привыкаешь ориентироваться в большей степени на звуковой нежели зрительный опыт. Это влияет на то, как я высказываюсь в процессе занятия — для меня в этом меньше непосредственного общения (хотя в дальнейшем оказалось что для этих целей подходит и чат), зато есть дополнительный стимул подготовиться и высказаться четко, быстро и по существу.
Я пошла на курс потому, что мне хотелось научиться точнее выражать собственные мысли — в частности, о своих проектах, своем пути, фотографии в целом, а также погрузиться в среду людей, заинтересованных в художественной составляющей фотографии.
Мои задачи на год обучения были примерно такие:
— создать несколько новых проектов,
— обсудить, вычистить и запустить несколько уже имеющихся проектов,
— поучаствовать в групповых выставках,
— получить опыт написания текстов, связанных с фотографией
— artist statement, project statement, cv и т.д.

На сегодняшний момент можно смело сказать, что все эти задачи выполнены, а также сформированы новые цели на ближайший год. Вообще говоря, в течение учебного года удалось сделать намного больше, чем планировалось — в первую очередь, благодаря тому, что происходит в процессе обучения — например, обсуждению inspirations друг друга и выполнению заданий внутри группы. Такая работа дает возможность сделать самое сложное и, порой, самое главное — выйти за пределы зоны комфорта, оставаясь при этом в зоне своего интереса; выполнить некое сверх-упражнение, открыв в себе и в окружающей реальности новые потенциалы.
С лекциями я скорее вошла в режим накопления, так как не всегда удавалось присутствовать онлайн строго в нужное время. Планирую разбирать записи в течение следующего года.
Хочется сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО всем ребятам и Наде — это была супер группа, супер тусовка, и почему это я пишу «была»? Есть и будет :) Ура нам.

 

 

Екатерина Альтова, Санкт-Петербург
2012-2014, курс Алины Белишкиной «Пространство пейзажа» и другие

Курсы Алины мне сложно отделять друг от друга. У каждого курса своя тематика, но все их объединяет общая направленность и контекст современного искусства. От этих занятий я получила намного больше, чем могла предполагать.

Когда я пришла на первый курс про пейзаж, то думала, что это будет долгий разговор о фотографии. Но его не случилось. Фотография всегда возникала на фоне многих других разговоров — о горизонте, ностальгии, скульптуре, практике сайт-специфик и многих-многих других вещах. Она была настоящим призраком: никогда не явным, всегда присутствующим.

То, что происходит со мной на занятиях Алины, вряд ли можно назвать обучением в общепринятом смысле этого слова. Хотя мы много (действительно много) читали, обсуждали, смотрели и показывали, делились и получали обратную связь.

Это не передача набора знаний и умений что-то делать. Но это гораздо больше в том смысле, в каком преподаватель может стать проводником и соратником, каждый раз следующим новым путем и открывающим заново не только происходящее в пути, но и самого себя.

После всего вышесказанного, осталось только попросить записать меня к Алине на следующий курс )

Евгений Степанов, Красноярск
осень-весна 2014, курс Надежды Шереметовой «Фотография. Post-graduate»

Для меня этот курс был своего рода «глотком» неизвестного ранее мне напитка, которые раскрыл мой взгляд на мир еще шире. Я окунулся в такую интеллектуальную и фотографическую среду, где мне было весьма сложно, но при этом очень интересно. Было сложно читать все статьи и книги, которые нам довались. Еще сложнее понять «зачем» мне это и как это применимо к фотографии. Но с каждым новым текстом и занятием все становилось понятнее. И думаю, что это изменило мое мировоззрение на мир и фотографию в нем. Я сделал, пожалуй, главный вывод – хочешь стать художником развивайся как личность в духовном и интеллектуальном плане.

Отдельно хотел бы отметить практические задания. В начале у меня они получались с большим трудом, но постепенно становилось проще понять, что от нас требуется и как это сделать. И когда получал положительную оценку, то был безумно рад.

Самое сложное – это, то что я учился дистанционно и скорее всего пропускал большую часть полезного от этого курса. Если бы у меня было больше знаний, то наверное было бы проще. Мне кажется надо развивать это направление (обучения по скайпу) и придумывать новые какие-то способы, чтобы облегчить такой метод обучения.

Огромное спасибо всем лекторам за вашу работу и информацию!

Наде, спасибо за критику, за атмосферу, новых авторов, которых я узнал! За то, что дали шанс окунуться в новую среду!

 

 

Кристина Бражникова, Воронеж
осень-весна 2014, курс Михаила Доможилова «Документальная фотография»
В первую очередь хочется сказать большое спасибо за то, что есть возможность обучаться через скайп, сидя дома в Воронеже, где ничего подобного просто невозможно найти. У меня перевернулось в голове очень много, приоткрылась фотографическая чакра, я стала смотреть по-другому на то, что я делаю и зачем. Мне кажется, вы такие единственные, у кого можно учиться по удаленке) Хотя, конечно, иногда и казалось, что это какая-то виртуальная реальность, но, спасибо двум фотоэкспедициям, удалось развиртуализироваться с группой. Теперь нет ощущения, что уперся в тупик и больше некуда развиваться)) Спасибо! Но, к сожалению, качество занятий по скайпу периодически оставляло желать лучшего. Разрывы связи, плохой звук, посторонние шумы, ужасный стрим, прерываемый рекламой каждые 15 минут — иногда занятия скорее походили на пытку. По поводу содержания занятий вопросов нет, наверное, только если надо было с нами построже быть)
По поводу лекций вопрос сложнее. По-началу слушала все (пусть даже в записи), но это было не всегда так просто — многие воспринимались очень тяжело. Наверное, хотелось бы больше внимания уделять прикладным вопросам, а не только теории и философии. А по поводу защиты — частенько проскальзывала некорректная критика и слишком жесткие высказывания о проектах и авторах.
Спасибо вам за всё )

Елена Чурикова, Москва
осень-весна 2014, курс Надежды Шереметовой «Фотография. Post-graduate»
Я закончила курс Нади Шереметовой “Фотография. Post-graduate”. Я выбрала этот курс изначально из-за куратора программы. Я познакомилась с Надей на конкурсе молодой фотографии и она поразила меня страстью и ответственностью, с которой она относится к своему делу. Меня зачислили на второй год, а потому большинство студентов в группе уже хорошо знали друг друга по первому году обучения. Тем не менее мне было комфортно учиться, т.к. все мысли и чувства были на одной волне. От программы я получила как раз то, в чем нуждалась, т.е. в первую очередь круг единомышленников, творческую среду, в которой можно получить конструктивную критику, вдохновение, и помочь друг другу в развитии идеи проекта. Я училась дистанционно, по Скайпу, что очень удобно с одной стороны, и вообще позволило мне учиться в ФотоДепартаменте, но и вызывало сложности с другой, особенно в начале, поскольку надо было привыкнуть к физическому неприсутствию, к тому, что другим слышен только мой голос. Мне казалось, что в такой ситуации то, что я хочу сказать, должно быть по-настоящему значимо, чтобы иметь право “появиться в эфире”. Также мне бывало тяжело сохранять концентрацию внимания на протяжении 6-7 часов, в течение которых длится занятие, лично я бы предпочла заниматься чаще, но чтобы занятие было короче.
Важной частью занятий для меня были “inspirations”, когда куратор и студенты делились понравившимися проектами разных авторов, делали обзоры текущих выставок. Одно из занятий было посвящено правилам постороения artisttalk, что также важно знать любому автору. Еще одна полезная для меня и, уверена для других, часть занятий — это система докладов по разным темам и их коллективное обсуждение.  Многие студенты сделали свои дальнейшие проекты, вдохновившись информацией, полученной из докладов, и/или получили возможность глубже исследовать свою тему. Одним из самых эффективных методов обучения для меня были творческие домашние задания, когда надо было за 2-3 недели сделать мини-проект. Особенно мне запомнились задания, которые студенты должны были дать друг другу. Основным условием такого задания было выйти за рамки зоны комфорта. Это позволило и лучше узнать и проанализировать творчество других студентов, и сделать нечто непривычное для себя, расширить свое видение. Хотелось бы, чтобы таких заданий было больше.
Мне нравится, что студенты могут вынести на общее обсуждение любые интересующие их вопросы, например, посоветоваться относительно развески предстоящей выставки, даже если она проходит не в рамках ФотоДепартамента.
В процессе обучения я сделала 2 фотопроекта, один личный, другой в рамках общей темы, над которой работали все студенты. Оба проекта были выставлены, последний был показан в Москве, Петербурге и Казани. Опыт, полученный в процессе планирования и развески выставок я считаю очень ценным, т.к. в данном вопросе невозможно ограничиться только теорией, необходимо подкреплять свои навыки практикой.
В плане получения теоретических знаний, конечно, помогали лекции. У меня не всегда была возможность смотреть онлайн по субботам, но я посмотрела многие в записи. Мне нравилось, когда лекторы выкладывали не только картинки, но и тезисы к лекциям в общей папке, чтобы после лекции можно было пробежаться еще раз по материалу и закрепить его, воспринять информацию более структурно. Именно так мы поступали, делая доклады на занятиях, и таким образом материал запоминался лучше, чем просто на слух. Также полезны лекции кураторов разных курсов, в которых они сжато рассказывают о своих программах, как например, лекция Яны Романовой “Сделка с посторонним”. Это позволяет понять, что изучают другие студенты, и возможно, выбрать себе курс на следующий год. Может даже, такие лекции можно было бы дополнить небольшими показами работ и выступлениями самих студентов, даже если это промежуточные результаты. Вероятно, такие показы могли бы помочь подготовить студентов к защите, мобилизовать их усилия.

Очень жду продолжения в следующем учебном году!!

 

 

Саша Солдатова, Минск
осень — весна 2014, курс Надежды Шереметовой «Преодолевая фотографию»
По части занятий мне, в общем и целом, когда было слышно, все понравилось. Последняя треть года немного скучнее первых двух потому, что обсуждения части проектов реально затягивались и, по многим позициям, сильно повторялись из занятия в занятие, но, кажется, от этого никуда не деться.
Основная проблема субботних лекций, для меня – середина дня. За весь год у меня получилось послушать только 2 лекции именно в субботу, остальные приходилось смотреть в записи.

Злата Масевич, Санкт-Петербург
осень — весна 2014, курс Алины Белишкиной «Пространство пейзажа»
Я шла в ФотоДепартамент.Институт с желанием научиться лучше снимать, по прошествии года обучения у меня по сути пропал к фотографии интерес. Но не потому, что плохо учили, напротив, потому, что рассказали слишком много о том, что фотографию, а значит искусство, а в особенности современное искусство окружает, и сфера интересов сильно сместилась на то, что, как мне показалось, действительно имеет смысл. Разумеется, материала для освоения еще очень много, но мое видение прекрасного сильно изменилось за этот год и значительно расширился кругозор. Я Алине Белишкиной очень благодарна за все материалы, рассказы и зачастую невероятные коллективные размышления. Работа всегда была очень интересной, в особенности на первом уровне, потому что задания давались каждую неделю и была возможность прилично попрактиковаться.
Без недостатков, конечно, не обошлось, но все они технического характера. Коллеги из других городов и все желающие пересмотреть занятие сильно страдали от плохого интернета и глюков техники. Еще одна проблема может прозвучать как наглость с моей стороны, но я все же выскажусь. Порой с английскими текстами работать было тяжеловато. Даже с переведенными материалами надо было поломать голову, чтобы все осознать, а английские тексты зачастую бросались на середине из-за недостатка времени и нехватки словарного запаса, в связи с чем часть действительно важного материала проходила мимо. Это моя недоработка, но знаю, что я не одинока.
Я очень рада, что курс завершился полноценной выставкой, в которую было вложено действительно много сил. Может, все прошло не идеально, однако каждому участнику есть повод гордиться собой. Такая интенсивная работа очень оживляет и пробивает на достойные идеи.
Также огромная благодарность всем фотодеповским за чай, печеньки и готовность помочь.

 

 

Сергей Куленышев, Санкт-Петербург
осень — весна 2014, курс Анны Федотовой «Я снял свой первый проект. Что делать?»
В ФотоДепартаменте до этого я никогда не учился, это был первый опыт. До этого я учился у Ани Федотовой в фотошколе «Цех». Она полностью перевернула мое представление о фотографии и самым сильным образом повлияла на мое развитие как фотографа. Не скажу, что я заметил сильное отличие того первого года в «Цехе» и второго года в ФотоДепартамент.Институт. Мне кажется, что было бы достаточно и одного года. Но в любом случае для вводного курса и знакомства с арт-фотографией Аня идеальный человек и я не знаю, кто мог бы это сделать лучше.
Все что было — нравилось. Лекции слушал онлайн и в записи. Правда ссылки по почте на записи стали приходить только весной. На защиту не смог прийти по семейным обстоятельствам, находился в отпуске. Была мини-защита у Нади Шереметовой, посте чего понял, что очень хочу у неё учиться. Она знает ответы на вопросы, которые у меня сейчас есть.
В прошедшем учебном году было хорошо, надеюсь что в следующем будет еще лучше!

Артем Левченко, Москва
осень — зима 2013, курс Надежды Шереметовой «Преодолевая фотографию»
Изначально я был больше ориентирован на фотографию и только к середине обучения понял, что на курсах у Нади было всё мне необходимое: это актуальная подборка литературы, примеры современных фотографов в достаточном количестве, здоровая критика твоих работ и полезные домашние задания, из которых далее развиваются самостоятельные проекты. Периодически проходит групповой разбор твоих работ, где есть возможность представить свой проект перед студентами параллельных групп и разными преподавателями. Замечательная там атмосфера. Особенно полезны индивидуальные общения с преподавателем, которым уделено должное внимание.
В общем, если учиться современной фотографии — не технике, постановке света и прочей замороте, которой научит любой самоучитель, а именно исследованию медиума фотографии как средства реализации собственных мыслей, идей, переживаний — то смело скажу — ФотоДепартамент лучшее для этого место.

 

 

Лита Полякова, Санкт-Петербург
осень — весна 2014, курс Натальи Резник «Фотография и время»
Наш формат группы изначально подразумевал онлайн встречи. На фоне плохой связи, под мерное шипение и зависание картинки мы знакомились друг с другом и стремились вперед. Наш руководитель исправно и более чем ответственно готовил лекции, а мы внимали всему чему было возможно. Теории было с избытком, а вот с практикой по разным причинам возникали трудности (и дело не только в преодолении себя. Страхи, неуверенность, самокритика — на банальную нехватку времени не ссылаюсь, ибо тривиально и лживо). Тем не менее, курс стал катализатором дальнейшей  работы, помог нащупать «тягу» и направление. Мысли приходили в голову, казалось, из ниоткуда и не в тему, но удивляли самобытностью и озаряли.

Воскресные лекции радовали разнообразием тем и позволяли обратиться к литературе для дальнейших исследований (это не значит, что все всегда было слышно и доступно для зарождения творческих зерен. Лекции не отличались стройностью мысли и часто были слишком специфичны или чрезмерно приземлены, что вполне объяснимо разным уровнем подготовки аудитории).

Для меня курс был полезен, в большей степени, не благодаря общему заявленному вектору, а из-за гибкости руководителя, который прислушивался к творческим позывам и откликался на пожелания студентов. Мы сходили «с дороги» не раз (не раз и застревали в кризисном болоте), но каждый раз нам удавалось выруливать на новую тропу развития.

Федор Шклярук, Москва
курс весна-лето 2012 Алины Белишкиной, осень-зима 2012, весна-лето 2013, Надежды Шереметовой
На курсы ФотоДепартамента меня привело желание узнать больше о современной фотографии и её теоретическом фундаменте, а также стремление расширить свою фотографическую практику. Особенностью подхода ФотоДепартамента является внимание как к идейной составляющей фотографических проектов, её целостности, обоснованности и уникальности, так и к визуальному языку. Процесс обучения состоит из обсуждения текстов по фотографии, философии, психоанализу и современному искусству, и из индивидуальных и коллективных заданий. Последнее оказалось для меня одновременно интересным и сложным, так как непросто находить взаимопонимание в совместном проекте. Но в результате получилась интересная книга про современный образ России.
Мне посчастливилось учиться у нескольких кураторов: Нади Шереметовой на курсе «Преодолевая фотографию» и Алины Белишкиной на курсе «Пейзаж. Возможность острова». И это очень интересно. Курс Алины отталкивался от теоретического осмысления пейзажа, а фотографическая практика рассматривалась как один из возможных инструментов его исследования. Надин курс был построен на разборе самой фотографии как медиума, на анализе множества элементов, её составляющих. Это дало мне понимание возможных путей их преодоления в своей практике.
Отдельно хочется отметить защиты, завершающие курсы: два полных дня совместных обсуждений проектов студентов всех курсов. Это хорошая школа защиты проектов, когда становится понятно, насколько глубоко и широко ты понимаешь контекст и значение своей работы. И самое главное — это невероятная энергия нескольких десятков проектов и их авторов.

 

 

Анастасия Богомолова, Челябинск
осень-зима 2012, весна-лето 2013, курс Надежды Шереметовой
Я принимаю участие в образовательных программах ФотоДепартамента уже второй семестр, и, как и в первый раз, время обучения в рамках курса Надежды Шереметовой стало для меня невероятно продуктивным периодом. Постоянный обмен источниками вдохновения, обращение к теоретическим текстам, погружение в исследование фотографического медиума, соприкосновение с другими дисциплинами через фотографию, возможность получить первую оценку своих идей у представителей сообщества и проанализировать работы других, возникшая острая потребность быть все время в процессе изучения собственного художественного поля — эти элементы не просто являются особенностями учебы в Фотодепартаменте. Они теперь стали частью моей творческой практики.

Наталья Подунова, Екатеринбург
весна-лето 2013, курс Антона Соколова «Смерть рационального»
Самыми ценными для меня были субботние лекции с приглашенными преподавателями. Ольга Давыдова — лучший лектор за этот сезон. Очень понравилась еще Екатерина Наумова, которая рассказывала нам про психоанализ Фрейда и Лакана. Хорошее чувство юмора и понятное изложение материала. Отлично запомнилась лекция про призраков с Михаилом Степановым, так как в процессе возникла живая дискуссия (опять же с Ольгой Давыдовой) и все непонятные термины они в споре разложили по полочкам.

 

 

Наталья Резник, Фюрт, Германия
осень-зима 2012, весна-лето 2013, курс Надежды Шереметовой
Я принимала участие в этом году в двух курсах — «Преодолевая фотографию»  Нади Шереметовой и ее же курсе «Пост-градуэйт» (курс только для участников  прошлых курсов).
Курс «Преодолевая фотографию» мне понравился своей насыщенностью — в течение курса у нас были различные темы и задания, например, «Встреча с фотографией» или «Портрет как натюрморт». В качестве ответа на задание нужно было сделать одну-две фотографии и написать текст. Часто эти ответы на задания получались настолько удачными, что из них рождались  будущие проекты. Например, мой самый удачный на сегодняшний день проект Looking for my father вырос из одного из таких заданий («Встреча с фотографией»), я продолжила работать над ним в течение всего курса (осенне-зимний семестр), а уже зимой-весной его опубликовали практически все известные фотографические блоги и онлайн-издания (включая, блог Йорга Колберга Conscientious и французский Le Journal de la Photographie), а также он был показан на двух коллективных выставках (в музее современного искусства в Перми и уральском филиале ГЦСИ в Екатерибурге).
Что мне показалось важным — в рамках каждой из тем, мы не просто выполняли задание, но и начитывали и обсуждали теоретические тексты. Правда, что касается обсуждения — я иногда сомневалась в верности трактовки тех или иных философских текстов студентами, так как привыкла к некоторой большей упорядоченности/системности в работе с научной литературой (сказывается мой собственный научный бэкграунд), некоторые выводы казались мне несколько неожиданными. С другой стороны, здесь целью не является написание научной статьи, это персональное, субъективное исследование авторов. Изучение научных трудов здесь не является  самоцелью, им предназначена роль лишь «вдохновителей» для собственных визуальных экспериментов/поисков студентов как художников. Так что этот подход я бы сравнила с «визуальной философией», основанной на достаточно субъективной трактовке тех или иных трудов/подходов (иногда, правда, у некоторых студентов это получалось на несколько обыденном уровне, но, в целом, уровень был хорошим).
Курс «Пост-градуэйт» был рассчитан на уже подготовленных слушателей, которые прошли хотя бы один курс Фотодепартамента в прошлых сезонах. Курс был во многом ориентирован на самостоятельную работу студентов — бОльшая часть была отведена самостоятельному research в рамках определенных тем. Мы делали доклады, разделившись на группы (например, в нашей группе была тема «Фотография, гендер, идентичность»). В дальнейшем этот доклад у меня стал частью конференции «Фотография Take&Talk» (таким же образом произошло и у многих других участников курса). В рамках всего курса мы работали над общей темой — занимались исследованием фотографии и науки (и параллельно занимались коллективным проектом, связанным с алфавитом фотографии как медиума). Тема науки безусловно сегодня одна из самых интересных и актуальных не только в фотографии, но вообще в современном искусстве (примером тому могут служить и прошлогодняя Документа в Касселе, и Венецианская биеннале этого года). Однако времени на полноценное исследование этой темы нам не хватило. Не у многих получились законченные высказывания, все же эта тема оказалась очень сложной и, в основном, все время у нас ушло на проведение research, а на сам проект его осталось совсем мало (лично я реализовывала проект в последние две недели курса). Поэтому, хотелось бы, чтобы в следующий раз подобные обучающие программы были более развернутыми по времени (а также, возможно, стоит еще добавить в программу лекций теоретиков по этой общей теме — например, в данном случае, были бы полезны лекции по истории науки, футурологии и пр).
Подводя итоги, нужно заметить, что, безусловно, курсы Фотодепартамента очень насыщены и теорией, и практикой, я много получила как фотограф, а также взяла немало на заметку и как человек, который давно занимается преподаванием (в том числе, фотографии).
Большое спасибо куратору курса Надежде Шереметовой и, надеюсь, наша совместная творческая работа еще продолжится!

Вик Лащенов, Москва
курсы 2011-2012 Алины Белишкиной, осень-зима 2012, весна-лето 2013, Надежды Шереметовой
Cложно сказать, как прошел последний учебный семестр, для меня всё обучение в ФотоДепартаменте неразрывно. Последний курс я учился у Нади Шереметовой («Преодолевая фотографию» и «Фотография. Post-graduate») и он запомнился тем, что было много фотографии во всех ее проявлениях.  До этого я учился у Алины Белишкиной («Дрейфующие формы») и там было чуть меньше о фотографии как таковой.
Программа «Фотография как исследование» — редкий случай на российском поле фотографии, когда и полезно, и интересно, и глубоко, и динамично, и про современную фотографию. Мне обучение здесь дало понимание себя как фотографа и художника. В первоначальной точке.  В арт / фото сообществе кто-то говорит про «кружок ФотоДепартамента», что здесь «собираются похожие люди и делают похожие проекты». Да, звучит правдоподобно — концентрация людей со схожими взглядами и способами мышления и работы формирует коммьюнити. И вокруг «фотдепа» сформировалось коммьюнити. Многие из этих ребят делают актуальные работы, признаваемые на международном поле современной фотографии.

 

 

Мария Сакирко, Москва
осень-зима 2012, весна-лето 2013, курс Надежды Шереметовой
Мне всё очень понравилось в программе!
Если не считать периодических перебоев со связью — но это и так понятно и, как правило, не зависит от вас.
Показалось, что в весенней программе не хватило времени на обсуждение наших проектов внутри группы — не знаю, может быть нас было слишком много в группе, но с другой стороны — так здОрово, что нас было много. Вообще был очень интересный процесс обучения и взаимообмена и благодаря этому возникает много идей и всё время хочется что-то делать и двигаться дальше.
Про процесс защиты уже говорили много — на летней защите мне показалось, что местами не хватало внимания и аргументированной критики со стороны некоторых кураторов — видимо, в силу того, что было очень мало времени на каждого человека. Как это исправить — не знаю, времени больше не будет. Наверное, пожелание к кураторам — быть внимательнее к людям и к их мнению и взгляду. Для человека, который только учится, это крайне важно.
А вообще, защита — это замечательное событие, позволяющее посмотреть на работы других, зарядиться новой энергией, услышать отзывы на свои работы и просто побыть вместе.
Фотодепартамент, спасибо, что ты есть! :)

Алла Мировская, Москва
осень-зима 2012, весна-лето 2013, курс Надежды Шереметовой
Из того, что сильнее всего запомнилось из нашей работы за прошедший год: Подготовка к конференции Take & Talk.

Глубокое погружение в тему моего доклада — Фотография и Кино очень много дало и продолжает давать до сих пор, так как я продолжаю исследовать эту тему. Мы уже говорили с Надей о том, что конференцию нужно продолжить.

Хотелось бы систематизации полезных ресурсов — текстов статей, которые даются к занятиям, ссылок на работы разных авторов по их темам — в виде электронной библиотеки для студентов с каталожными разделами, чтобы найти нужную статью можно было быстро по теме и автору. (Может, это уже есть, просто я не знаю об этом?). Сейчас, когда что-то нужно, народ кидает клич — кто помнит, где то-то и то-то. Это не очень удобно. Поэтому, систематизация назрела, я считаю.
Хотелось бы отдельного блока занятий, посвященного созданию книг в рамках нашего курса. Ведь серия, собранная в книгу, и серия, изначально задуманная как книга, — это разные вещи. Хотелось бы поплотнее проработать эту тему.
Также хотелось бы конкурса, посвященного только книжным проектам, по типу Молодой фотографии. С итоговой выставкой.

 

 

Дарья Гонцова, Санкт-Петербург
осень-зима 2013 курс Игоря Лебедева, весна-лето 2013 Яны Романовой, весна-лето 2013 Надежды Шереметовой

Я была участницей уже двух сезонов образовательной программы Фотография как исследование и за это время успела поучиться на 3 разных курсах у 3 кураторов: Игоря Лебедева, Яны Романовой и Надежды Шереметовой. Каждый куратор имеет свой подход в общении со студентами и свой метод ведения занятий, нет единой общей методики, что является большим плюсом и дает возможность посмотреть на фотографию с разных сторон.
Первый курс, который я прошла был курсом Игоря Лебедева, посвященный Телу и вещи. Благодаря Игорю я впервые смогла пойти на конфликт с собой и не строить кадр исключительно на эстетическом чувстве. Также Игорь научил нас не просто смотреть на изображения, но и высказывать то, что мы там видим. Это важно, не просто смотреть, но и говорить о том, что на что ты смотришь, развивать повествование о фотографии. Было здорово получить такой глобальный обзор касательно истории восприятия и видения тела в фотографии, это заставило посмотреть на тело как на нечто единое и целостное, так и на отдельные его части как нечто играющее большую роль уже само по себе. Помимо истории Игорь показал нам действительно большой архив фотографий, которые иллюстрировали этапы развития фотографии изображающей тело. Также Игоря всегда очень интересно слушать, потому что он дает развернутую и полную критику с хорошим анализом кадра.
Курс Яны Романовой «6 невозможных идей до завтрака» покорил меня большой и интересной подборкой текстов об искусстве во всех его направлениях(мы поговорили о театре, литературе, архитектуре, кино, скульптуре и музыке), подборкой фильмов и интересными практическими заданиями прямо на занятиях, которые были как коллективными так и индивидуальными (например, одно заданий было направленно на развитие понимания отношения фотографии и пространства). Очень важно отметить, что Яна является практикующим фотографом, что позволяет ей посмотреть на все не только с точки зрения куратора, но и фотографа, она всегда задает точные вопросы, которые помогают прийти к нужным выводам. В рамках курса помимо чтения текстов и их обсуждения, была самостоятельная работа по изучению различных видов искусств, а также продумывание создания собственной фотокниги (что было одной из самых главных целей курса).
Также хочется сказать отдельное спасибо Наде Шереметовой за курс «фотография post-graduate», потому что она как никто умеет вдохновить и даже в моменты ступора проекта найти правильные слова, чтобы помочь двигаться дальше. В рамках курса было много самостоятельной работы, что помогло по-настоящему углубиться в ту тему, с которой работал каждый. Этот курс научил меня как тому, чтобы правильно и точно формулировать концепт своего фото-исследования, так и заставил посмотреть и задуматься о фотографии как том, что может быть частью исследования другой дисциплины. Было важно, что куратор находил время для личной встречи и обсуждения работы, потому что это то, что действительно сильно помогало в ходе курса.

Евгений Молодцов, Санкт-Петербург
сезон весна-лето 2013, курс Надежды Шереметовой
По-моему, курс Post-graduate разительно отличается от курса «Преодолевая фотографию». Теория и какие-то фундаментальные теоретические знания — это, конечно, очень важно. Но совместные обсуждения проектов, общие проекты, обсуждения выставок и даже совместные походы на выставки намного продуктивней и позволяют идти в ногу с современной фотографией. Можно смотреть и думать над проектами и одному, но гораздо важнее посмотреть на них со всех сторон, выслушать все точки зрения и открыть что-то новое для себя. Теория, постоянное чтение книг — это все-таки задача каждого в отдельности, а не группы. Невозможно все охватить сразу, Надя правильно говорит, что надо быть в своей теме и знать ее вдоль и поперек. Поэтому очень правильно то, что каждый исследует свою тему и делится ею с другими участниками группы, а не изучаем одну тему все вместе.

Пожелание у меня соответствующее — больше совместных проектов и обсуждений проектов. Фокусируемся на своих темах и чаще делимся своими работами, впечатлениями, новыми авторами и т.д.

 

Наталья Покровская (сезон осень-весна 2013, курсы «Преодолевая фотографию» и «Фотография. Post-Graduate» Надежды Шереметовой) опубликовала отзывы о своём обучении в ФотоДепартамент.Институт в своём блоге: читайте часть 1 и часть 2