fbpx

Яна Романова. Неформат. Между журналистикой и современным искусством. Сила среды

Инсталляция выставки “Кем быть?”, Тайга, июнь 2015. Видео: Филипп Белобородов

Куратор программы: Яна Романова

Прием заявок на участие на 2015-2016 гг открыт! Заявки с портфолио и мотивационным письмом принимаются до 17 сентября’ 2015 (включительно).

Коротко и по существу

Как часто: сессии по четыре встречи подряд раз в месяц

Первая сессия состоится 1-4 октября

О чем: о том как искать новые и неожиданные идеи на стыке журналистики и современного искусства и о том как точно выбирать медиум, язык и методы для того, чтобы рассказывать о мире как вы его знаете

Почему это важно: Цели, к достижению которых стремится современная качественная журналистика и многие проекты современного искусства сегодня оказались в одном поле (например, субъективный рассказ о том, что происходит в мире (“правда о мире”), затрагивающий многих, побуждение зрителя/читателя к рефлексии, выбору позиции, изменению) и зачастую работают с похожим инструментарием (методы научных исследований, опросы общественного мнения, интервью, организация экспериментов с участием волонтеров). В такой ситуации журналисту или художнику важно знать какие процессы к этому привели, можно ли работать на стыке этих дисциплин и как мыслить о новых форматах высказывания, ничего не боясь.

Дистанционное обучение: можно, но лучше приезжать хотя бы раз в два месяца лично в Санкт­Петербург. Не исключено, что однажды мы приедем к вам.

Степень загруженности: рассчитана на серьезные намерения

Лирическая часть

У большинства из нас ­ фотографов, художников ­ есть ощущение, что нужно постоянно настраивать голову и сердце, искать нужное топливо чтобы продолжать говорить о мире и о нашем месте в нем со зрителем. Говорить и все еще быть понятым. Чуть­-чуть остановился ­ а все вокруг уже поменялось. Несмотря на то, что у каждого этот процесс “настройки” происходит по­-своему, в тот или иной момент времени многим из нас необходимо, пусть ненадолго, попасть в среду, которая питает ­ задает высокую планку, провоцирует, не дает сбавлять обороты и гасить огни. “Фотография заставляет меня продолжать учиться”​­ говорит Роджер Баллен в одном из недавних интервью. И он чертовски прав.

“Сила Среды” как идея экспериментальной учебной лаборатории появилась в прошлом году в рамках образовательной программы “Фотодепартамент.Институт” и за год из курса с хорошим названием и неясными целями превратилась в коллектив авторов, который, преодолевая множество ожидаемых и неожиданных трудностей, работал и поддерживал друг друга, чтобы в итоге сделать выставку “Кем быть?”, которая открылась в “Тайге” в июне 2015 года (таймлапс ее инсталляции вы видите выше, а здесь ­больше информации и ссылок. Во вступительном слове к курсу прошлого года обозначены три представления о среде и фотографии, которые лежат в основе идеи “Силы среды”. Отчасти на них мы будем опираться и в этом году

Общая тема, которой посвящена “Сила Среды” в этом году звучит так: “Неформат. Между журналистикой и современным искусством”.​В рамках этой темы мы будем рассматривать современные тенденции, мифы, идеалы, практики современной (фото)журналистики и документалистики и ­ современного искусства. Искать между ними пересечения, совпадения, напряжения, “форматы” и “неформаты”, смотреть как одно может влиять или даже перетекать в другое, заимствовать из него и таким образом, помогать нам создавать проекты, в которых мы могли бы говорить со зрителем о важном, откликаясь на текущую ситуацию в стране, мире и себе. Среди ежемесячных заданий будут, например, задачи на анализ новостного потока и вычленение из него тем, которые показывают определенные тенденции или процессы в обществе и съемка проектов об этом с использованием неожиданных методов; задания на определение того как актуальные политические события отражаются в культуре или создание выставки за час.

Структура

Формат “Силы среды” подразумевает девять сессий в течение учебного года,​ каждая из которых длится четыре вечера подряд раз в месяц. Каждая сессия посвящена определенной теме, например, в прошлом году это были “документальность”, “тело”, “язык” и т.д. Каждая из тем разбирается и пробуется на практике в контексте современных художественных процессов, не ограничиваясь определенной фотографическим направлением. Круг и порядок этих тем определяют сами участники ​в начале курса, таким образом весь образовательный процесс является решением, в которое все члены группы привносят что-­то свое, свои вопросы и сомнения. В течение трех­четырех недель, которые проходят между сессиями, участники имеют достаточно времени, чтобы: ­ прочитать и проанализировать художественную и теоретическую литературу по теме грядущей встречи, ­ посмотреть онлайн рекомендованные лекции, ­ выполнить домашние задания, среди которых могут быть не только съемки, но и другие практики, например, запись аудио и видео или написание текста ­ продолжить работу над личными проектами Каждая сессия имеет общую структуру, в рамках которой происходят:

  • обсуждение прочитанной теории и художественной литературы по теме, ­
  • групповое обсуждение домашних заданий, ­
  • групповое обсуждение личных проектов, ­
  • разработка коллективного проекта ­ эксперименты, в ходе которых мы можем пригласить гостей или отправиться что-­то снимать

В течение года группа работает над идеей и форматом воплощения итогового группового проекта, которым может стать что угодно: выставка, книга, site­specific инсталляция, публикация в журнале или сам журналом, акция или интервенция.

Чему вы можете научиться​в течение курса: ­

  • развить навыки критического мышления ­
  • формулировать свои идеи
  • выбирать наилучшую форму и формат своей работы, исходя из вашей идеи
  • работать над коллективными проектами ­
  • писать тексты к проектам ­
  • работать с различными практиками современного искусства ­
  • основам работы над книгами и выставками ­
  • чему­-нибудь непредсказуемому

Таким образом, “Сила Среды 2.0” будет интересна фотографам и художникам:

  • ­ которым больше интересны темы “вовне”, касающиеся не столько фотографического медиума, сколько жизни и процессов, происходящих вокруг нас, ­
  • которым необходима “питательная” среда для роста и которые готовы к эмоционально тяжелым обсуждениям своей работы, ­
  • которые испытывают трудности в формулировках своих идей и их воплощении, ­
  • которым интересна коллективная работа, ­
  • которые хотят и не бояться ставить эксперименты над собой, делать “неформат” и искать новые способы рассказывать истории и репрезентовать идеи
  • у которых развито чувство юмора

Требования:

отбор и распределение между курсами производится на основании портфолио и мотивационного письма. В силу большого количества заявок мы просим вас максимально серьезно отнестись к написанию мотивационного письма. В некоторых случаях куратор курса может попросить вас пройти дополнительное собеседование по скайпу.

 

Стоимость обучения, срок подачи заявок и условия участия уточняйте на сайте в разделе Об обучении.

Чтобы подать заявку на участие в данной программе заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс из списка.