Cristopher Anderson
Куратор курса: Наталья Резник
Курс проходил в программе 2013 года. На 2014 учебный год набор не ведется.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят по вторникам с 19:00 в формате вебинара и онлайн-работы с куратором.
Фотография измеряется в единицах времени. Сколько сотых секунды реальности фотографу удалось «выхватить» из цепких рук вечности на этот раз, уберечь от исчезновения и растворения в «ничто»? Фотограф бережно собирает фрагменты реальности в фотоаппарат как Ной в свой ковчег, спасая их от неминуемой гибели во всемирном временном потопе. Ведь время — это всегда про изменения, а фотография — всегда про статику, про «сохранение» того, что в следующую долю секунды уже изменится — как река, в которую нельзя войти дважды.
Время — родовая характеристика фотографии и, кажется, ее же «родовая травма». Философия решающего момента уступает место не просто «нерешающему мгновению» на фотографиях, а тому, что произошло между нажатиями спуска — но неудивительно будет, если там и окажется самое дорогое и ценное, то, чего больше нельзя разглядеть, потрогать, присвоить, спрятать в альбом, взять с собой в будущее…
В рамках курса тема времени будет открыта для интерпретации участников — это взросление и старение; время, рождаемое секвенцией фотографий; время на снимках и время между снимками; взаимодействие прошлого и будущего в фотографии и др.
Мы будем читать тексты и анализировать фотографии (важной частью курса будет обретение слушателями навыков визуального анализа фотоизображений, «чтения» их, для чего нам понадобится обратиться к основам семиотического, иконографического и дискурс-анализа). Мы будем говорить не только о том, что изображено на снимке, но и пытаться определить, что же осталось за его пределами.
Мы также будем рассуждать о связи фотографии и живописи и попытках отразить время в живописи — есть ли нечто, что удалось живописи и что не удалось фотографии; искать живописные истоки тех или иных фотографических сюжетов и проводить параллели с примерами из истории фотографии.
Предпроектное исследование, изучение аналогов и прототипов, анализ фотоизображения, доклады, обсуждения, презентации, практические съемочные задания, написание теоретических эссе и подготовка выставочного проекта — этим будут заниматься участники курса «Фотография и время» в течение года.
Список литературы:
1) Гибер Э. Призрачный снимок.
2) Лишаев С. Старое и ветхое: Опыт философского истолкования.
3) Нуркова В. Зеркало с памятью.
4) Уайлд О. Портрет Дориана Грея.
5) Хайдеггер М. Бытие и время.
4) Kress G. and van Leeuwen, T., Reading Images: The Grammar of Visual Design.
5) Linkman A., “Photography and Death”
6) McKee P., Kauppinen H. The Art of Aging. A Celebration of Old Age in Western Art
7) Baetens J., Streitberger A., Hilde Van Gelder. Time and Photography
Программа курса:
Первый блок – введение
Просмотр портфолио, обсуждение
Теоретическая часть (лекции)
Предпроектное исследование, анализ аналогов и прототипов, чтение текстов
Второй блок — практическая работа
Основы визуального анализа изображений (теория и практика, написание текстов)
Выполнение практических съемочных заданий
Определение личной темы в рамках общей темы «Фотография и время»
Работа с текстами, доклады в группе
Третий блок – Создание проекта
Работа над авторским проектом
Написание текста к проекту
Выбор формы презентации
Подготовка к защите проекта
Занятия проходят по вторникам в 19:00 он-лайн в форме вебинаров.
Стоимость обучения, срок подачи заявок и условия участия уточняйте на сайте в разделе об обучении.
Чтобы подать заявку на участие в данном курсе заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс из списка.