Яна Романова. Сила среды

Куратор курсаЯна Романова

В этом году Яна Романова изначально планировала вести в ФотоДепартаменте только курс «Неформат. Между журналистикой и современным искусством», но заявок на него было так много, что мы решили сделать еще одну группу — по курсу «Сила Среды» — исходя из мотивационных писем и пожеланий участников.

Есть возможность присоединиться к группе! Заявки с портфолио и мотивационным письмом принимаются до 5 октября включительно.

Занятия группы будут проходить в режиме сессий из 4-х вечеров в месяц подряд в галерее ФотоДепартамент с одновременным включением онлайн-участников. Продолжительность программы — 9 месяцев.

Расписание первых трех сессий: 
с 8 октября по 11 октября
2 сессия — 29 октября — 1 ноября
3 сессия — 28 ноября — 1 декабря

Время начала занятий в 1 сессию:
8 октября в 19.00
9 октября в 19.00
10 октября в 12.00 (суббота)
11 октября в 18.00 (вс)

О курсе:

В своем эссе “О фотографии” Сьюзан Зонтаг написала, что фотография -“это среда, и в ней может быть все, что угодно”. Наверное, тогда она имела в виду, что не существует никаких “правильно” или “неправильно”. Но если может быть все, что угодно, то кто такой фотограф?

Среда I

Сколько бы вы ни снимали, рано или поздно появится человек, который начнет задавать вам неразрешимые экзистенциальные вопросы: “Зачем вы фотографируете?”, “Как форма, которую вы используете, говорит о содержании?”, “Почему вы взялись за эту тему? Что вам в ней близко?”. И правда — к чему все это? Тогда вы что-то почитаете, может быть, Сьюзан Зонтаг, Ролана Барта, Вилема Флюссера, Елену Петровскую и целый список других авторов, которые осмысленно писали о вопросах фотографического. Потом может оказаться, что часть этих мыслей уже не актуальна сегодня, ваша гениальная идея про семейный архив кем-то уже сделана, дневник переживаний о жизни, вселенной и вообще — никому не понятен, а на желанных международных конкурсах выигрывает все время один и тот же человек, который делает почти то же самое, что и вы, но вас, почему-то, никто не замечает.

И вы снова начнете читать, смотреть, говорить, показывать, опять у вас что-то не получится, и весь этот процесс станет все больше походить на падение в глубокую яму. Если вам показалось, что сейчас вы узнаете способ, которым можно разрешить все эти проблемы — то нет. Фотограф — это человек, который постоянно падает.

Среда II

Зонтаг, вероятно, все еще в чем-то права. Фотография — это среда, точнее, экстракт той среды, в которой мы растем как люди, той, которая проходит через нас, оставляет в нас следы, делает нас сложнее, полнее, той среды, которая превращается в высказывание через наши изображения или действия. И она состоит в меньшей степени из чужих фотографий, но в большей — из книг, фильмов, музыки, ситуаций, других форм искусства, драм, конфликтов, испорченности родителями, сложных вопросов, любви и — всего, что угодно. Фотограф — это переводчик своей среды на язык фотографии.

Среда III

Стоит ли учиться фотографии? Можно ли на самом деле научиться снимать “как Акерман”, “как Нэн Голдин”, даже “как Кристина де Миддел”? Наверное, можно, я не знаю. Знаю, что всегда есть вероятность остаться “каком” вместо того, чтобы стать кем-то. Фотография настолько среда, что, вероятно, учиться ей у кого-то имеет мало смысла. Гораздо больше имеет смысл учиться фотографии с кем-то — быть в среде тех, кто падает, впитывает и переводит сегодня, здесь и сейчас. Каждый по отдельности и все вместе фотографы — это среда фотографии своего времени.

 

Эти три соображения будут основными опорными точками курса “Сила среды”.

Основных задач у нашего курса тоже три: найти свое “о чем” и понять какой язык лучше всего об этом “чем-то” говорит, определить в каком направлении и с кем двигаться, и самое важное — как самообразовываться и расти без того, чтобы кто-то говорил куда идти и что делать.

Из практических знаний, которые вы получите в течение года, можно перечислить написание текстов к проектам и художественных позиций (artist statement), различные подходы к работе над визуальным нарративом, базовые методы проведения художественных исследований, знания о том, как на начальной стадии работы думать о конечном воплощении проекта, такие простые и милые вещи как шитье книжек руками, и многое другое, что придется кстати по ходу нашего совместного падения.

Занятия будут проходить сессиями по четыре вечера подряд.

Каждая сессия будет просвещена определенной теме, к которой заранее нужно будет что-то прочитать и посмотреть. Наибольший уклон сделаем в сторону литературы и того, что у нее можно перенять для вашей собственной практики, и даже если вы уже читали “Тошноту” Сартра, “Девять рассказов” Сэлинджера, “Флаги в пыли” Фолкнера и многих других прекрасных писателей 20 века, их нужно перечитать еще раз.

Три занятия из четырех будут проходить в форме семинара, где мы обсуждаем прочитанную литературу, просмотренные фильмы и разбираем проекты с ними связанные, каждый четвертый вечер — работаем над личными историями и домашними заданиями.

Курс будет интересен фотографам и художникам, работающим с фотографией и видео уже какое-то время, но ощущающих себя в самом начале пути неизвестно куда. Лучше всего, если у вас уже есть проекты, находящиеся в процессе работы. Для того, чтобы успешно учиться на этом курсе, вы должны быть готовы услышать жесткую критику, доверять свою работу другому человеку, ставить над собой эксперименты и просто получать массу удовольствия от сложностей, которые вам предстоит преодолеть.

Требования: отбор и распределение между курсами производится на основании портфолио и мотивационного письма.

Стоимость обучения и условия участия уточняйте на сайте в разделе об обучении.

Чтобы подать заявку на участие в данном курсе заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс из списка.