Куратор программы: Игорь Лебедев
Занятия будут проходить по понедельникам с 19:00 в галерее ФотоДепартамент с одновременным включением онлайн-участников. Первое занятие состоится 15 сентября. Продолжительность обучения — 9 месяцев.
Понимание и освоение современной фотографии неразрывно связано со знаниями и опытом базирующимися в трёх областях: истории, теории и практике.
Курс, рассчитанный на два семестра, обзорно знакомит со значимыми моментами в истории современной фотографии, как с точки зрения теоретических поисков, так и со стороны фотографических практик.
Курс базируется на анализе и обсуждении 17 тем. Каждая тема рассматривается в историческом и теоретическом контексте. Из них 7 тем предлагается решить, дополнительно к теории, через практические работы.
С позиции истории фотографии, курс отталкивается от событий, происходивших в искусстве первой трети двадцатого века, и прослеживает эволюцию фотографии через период теоретизации фотографами своих идей, и концептуализацию фотографических практик до её современного состояния. Одновременно к прочтению, анализу и обсуждению предлагается ряд отрывков из теоретических текстов, призванных помочь в формировании объёмного представления о рассматриваемых в ходе курса темах.
Практическая часть курса построена на самостоятельном решении практических заданий и дальнейшем индивидуальных и групповых обсуждений, написании сопроводительных текстов к выполняемым работам и двух проектных работах, одна из которых представляется в конце первого семестра, вторая, как итоговый проект в конце второго семестра.
Программа курса, 2 семестра
Тема 1
— Современная фотография? – Что это такое? – постановка вопросов предполагающих субъективные ответы.
Тема 2
— Введение в философию современного искусства.
— Красота как эстетическая категория и возможное поле для творческих исканий.
+ Задание для индивидуальной практической работы.
Тема 3
— Что важнее фотография или текст? Письмо и речь в фотографии.
Тема 4
— Роль фотографии в экспериментах и поисках 1920-30-х годов – основание новой традиции, поиски нового языка или торжество приёма.
Тема 5
— Ситуация в фотографии середины ХХ века.
— Момент и Время – два вектора фотографии.
+ Задание для индивидуальной практической работы.
Тема 6
— Субъективное восприятие реальности: эмоции против наблюдения. Теория эквивалентности.
Тема 7
— Внешнее или внутреннее – идея требующая внимания.
+ Задание для индивидуальной практической работы.
— Идея и её визуализация. Проектная работа в фотографии как метод познания себя и мира.
Тема 8
— Индивидуальный проект.
В начале второй части первого семестра участникам предлагается приступить к работе над локальным творческим проектом, итогом которого должна стать серия фотографий.
Тема 10
— 1960-80 — фотография трансформируется. Художник / Фотограф различия в подходах.
Тема 11
— Концептуальное искусство и концептуализация фотографии.
Тема 12
— Фотография как современное искусство: исследования жизни в визуальном формате.
Тема 13
— Гендер и фотография. Женский и мужской подход.
+ Задание для индивидуальной практической работы.
Второй семестр включает в себя работу над итоговым индивидуальным проектом реализуемым автором в любом из следующих форматов: выставочном, мультимедийном или печатном.
Тема 14
Портрет. Поиск идентичности
+ Задание для индивидуальной практической работы.
Тема 15
— ТО, чего мы боимся…. Страх и ужас в фотографии.
+ Задание для индивидуальной практической работы.
Тема 16
Я тебя не знаю. Перформанс и фотография.
+ Задание для индивидуальной практической работы.
Тема 17
Точка на карте. География и история документальные сидетельства.
+ Задание для индивидуальной практической работы.
Список литературы:
Andre Rouille 2005 «Фотография. Между документом и современным искусством».
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1994
Брэндон Тейлор Актуальное искусство 1970-2005.Образы и предметы: восьмедисятые / Фотография как искусство. – М.: Слово/Slovo, 2006
Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 / Пер. с англ.; Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2005
Гендер и трансгрессия в визуальных искусствах. Сборник научных статей. – Вильнюс: ЕГУ; М.: ООО «Вариант», 2007
Делёз Ж. Кино. – М.: Ad Marginem, 2004
Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. – СПб.: Алетейя, 2013
Лисман К. Философия современного искусства. – СПб.: Гиперион, 2011
Метафизические исследования 214. Дагерротип. Альманах Лаборатории Метафизических
исследований при философском факультете СПбГУ. – СПб.: Издательство Санкт-петербургского философского общества, 2010.
Стоикита В. Краткая история тени. – СПб.: Machina, 2004. – 269 с.
Сонтаг С. О фотографии. – М.: «Ад Маргинем Пресс», 2013
Флюссер В. За философию фотографии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008
Godfrey Tony. Conceptual Art. Phaidon Press Limited, 1998
Green Jonathan. American Photography. Harry N. Abrams, New York, 1984
The Photograph as Contemporary Art. Charlotta Cotton. London, Thames&Hudson Ltd, 2004
The Body in Contemporary Art. Sally O’Reilly. Thames & Hudson Ltd, London, 2009
Minor White «Equivalence: The Perennial Trend», PSA Journal, Vol. 29, No. 7, pp. 17-21, 1963
Mutations. Perspectives on Photography. Pontbriand C. Paris Photo Platform, Steidl, 2011
Стоимость обучения, срок подачи заявок и условия участия уточняйте на сайте в разделе Об обучении.
Чтобы подать заявку на участие в данном курсе заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс и год обучения из списка.