fbpx

Visual Room. Юрий Гудков

 
Visual Room
АЗБУКА СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Anne de Vries, E _ M E R G E, 2015
Куратор: Юрий Гудков,
главный редактор платформы "Проекция", художник
Начало занятий: 6 августа 2019

Место проведения: ФотоДепартамент / Петербург, Гражданская ул., 13-15 / Бертгольд Центр

Участие: очное и онлайн из любой точки мира

Дни недели: вторник с 19.00 до 22.00

Курс подойдет всем, кто хочет понимать фотографию как художественное средство:
— Фотографам, которые осваивают фотографию или хотят начать самостоятельный проект.
— Внимательным зрителям, которые только знакомятся с современной фотографией или хотят лучше понимать произведения визуального искусства.
Visual Room — это курс для тех, кто хочет увидеть многозначность современной фотографии, научиться её анализировать и доходчиво выражать свои мысли
Парадокс фотографии — демонстрировать очевидные вещи и нести в себе неочевидные смыслы — особенно заметен сегодня. Возникшая как техническое средство, способное точнее других отражать мир вокруг, фотография стала полноценным художественным средством, заняв заметное место на территории искусства.

Сегодня фотография распространена как никогда раньше не только как особое занятие, но и как часть повседневного общения. Почти у каждого есть телефон, который не только делает снимки, но и помогает ими делиться. Кажется, что фотография окончательно ушла в повседневность и уже не может быть искусством. Но это не так.

В рамках курса Visual Room мы рассмотрим фотографию как часть нашей жизни, которая способна рассказать о нас больше, чем мы могли бы сами. Даже если изображения: некрасивы, неэффектны и вовсе нечитаемы на первый взгляд.

Мы выработаем собственный метод понимания и анализа изображения, который позволит увидеть фотографию как многозначный объект. Научимся продуктивно интерпретировать изображение и доходчиво выражать свои мысли, не упрощая то, что хотим сказать.
Что мы будем делать?
— Мы будем рассматривать фотографию через основные идеи и свойства, без которых нельзя представить современную фотографию.

— Одно занятие — одна идея. Это поможет нам комбинировать историю и ключевые проекты последних десятилетий, чтобы лучше понимать, как развивался фотографический контекст до сегодняшнего дня.

— Читать ключевые теоретические тексты к каждому занятию.

— Обсуждать и переосмыслять важные фотографические (и не совсем фотографические) проекты на основе теории и выводов, к которым придём сами.

— Внимательно смотреть, анализировать (сопоставлять, сравнивать) работы авторов разных направлений и временных периодов.

— Делать выводы на основе наблюдений и доносить их до окружающих.
Allan McCollum, The Shapes Project, 2005-2006
Как будет строиться работа:
Занятия будут строиться следующим образом:

— За неделю до занятий участники получают тексты для чтения (для первого занятия за 4 дня). Каждая встреча будет разбита на две части:

— Первая часть посвящена обсуждению текстов и разбору вопросов — 1 час.

— Вторая часть отводиться для просмотра, анализа и обсуждения проектов по теме — 2 часа
    Темы занятий:
    1. Фотография как medium. Что такое фотография?
    На первом занятии мы разберёмся, почему фотография до сих пор актуальна; в чём её особенности и почему сегодня нам сложно говорить о том, что такое фотография?
    Основные понятия: медиум, фотографическое.


    2. Доказательство/фикция I
    Второе занятие мы посвятим одному из самых главных свойств фотографии — документальности.
    Основное понятие – документ.


    3. Доказательство/фикция II
    Документ на службе у искусства, как фотография заставила в себе сомневаться.
    Основные понятия – контекст, нарратив, аппроприация.


    4. Идентичность
    Фотография как попытка описать человека, его индивидуальные и коллективные черты.
    Основные понятия – точка наблюдения, каталог, архив.


    5. Пространство вокруг
    Вместе с развитием мысли и техническим прогрессом фотография помогла переопределить понятие «пространство»: от внутреннего до внешнего, от реального до виртуального.
    Основные понятия: темпоральность, сконструированный, гибридный.


    6. Неидеальный сканер
    Пусть фотографию и называли «идеальным слепком», она всё равно отличается от оригинала. Найденное отличие дало повод для рождения множества вопросов и идей, на которых строится понимание современной фотографии как части современного искусства.
    Основные понятия: знак, символ, индекс, копия, оригинал, симулякр.


    7. Фотография и след
    Глядя на фотографию, мы можем представить события, которые ей предшествовали. А иногда событие не может случиться, если нет фотографии.
    Основные понятия: свидетельство, индекс.


    8. Нематериальная фотография
    Концептуальное искусство изменило материальную основу многих вещей. Произведение искусства перестало быть только объектом, теперь это могла быть идея, а объект подтверждал её существование. Особое место в этом переходе заняла фотография. Художники-концептуалисты видели в ней способность быть подтверждением того, что произведение искусства случилось.
    Основные понятия: перформанс, перепостановка.


    9. Фотография: массовое и коллективное
    Другой — загадка. Человек может скрывать в себе много интересных вещей. Иногда глубоко личные данные кажутся такими только на первый взгляд. Так, вскрывая неизвестные ранее личные архивы, мы находим свидетельства эпохи.
    Основные понятия: коллективная память, травма.


    10. Переназначение. Фотография и кураторские практики
    Фотография — вещь, которая сочетает в себе множество парадоксальных свойств. Одни из них — быть максимально компактным объектом по форме и одновременно быть максимально избыточным по содержанию. Это свойство позволяет смотреть на неё каждый раз под новым углом. Это свойство активно используют современные кураторы, исследователи и писатели.
    Основные понятия: кураторство, музеефикация.
    2,5

    месяца
    1

    раз в неделю
    3

    часа каждое занятие
    12

    участников
    Практическая информация:
    Как принять участие:

    Чтобы подать заявку на участие в группе Visual Room заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс из списка. В заявке укажите ваш опыт, образование и почему вы хотели бы принять участие в курсе.

    Занятия будут проходить один раз в неделю: вторник с 19.00

    Онлайн-участие:

    Даже если вы живете в другом городе, программы ФотоДепартамента вы можете посещать удалённо по прямой трансляции. При подаче заявки укажите об онлайн-участии в курсе.

    Количество человек в группе: до 12 человек

    Период проведения: 2,5 месяца

    Стоимость участия: 12 000 руб. за курс для новых участников и 10 000 руб. для студентов и выпускников ФотоДепартамент.Институт.
    Оплата производится единоразово перед началом занятий.

    Прием заявок на участие ведется до 1 августа 2019
    Начало занятий: вторник, 6 августа в19.00

    Участникам, прошедшим отбор, начиная со 2 августа придёт письмо-подтверждение с текстами для чтения к первому занятию.

    Куратор курса
    Юрий Гудков
    главный редактор платформы "Проекция", художник

    C 2016 г. со-организатор фестиваля современной фотографии "Присутствие". Главный редактор онлайн платформы "Проекция". С 2014 занимается художественной практикой, работает с изображением и текстом. Финалист международных конкурсов, в том числе Paris Photo Aperture Book Award (Париж), Unseen Dummy Award (Амстердам).
    Вопросы о программе можно задать по телефону +7-901-301-7994
    или на почту school@fotodepartament.ru
    ФотоДепартамент.Институт
    www.edu.fotodepartament.ru
    www.fotodepartament.ru
    Яндекс.Метрика