Visual Room
АЗБУКА СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Anne de Vries, E _ M E R G E, 2015
Даты занятий: 28 февраля — 16 марта 2020
Место проведения: ФотоДепартамент / Петербург
Гражданская ул., 13-15 / Бертгольд Центр
Участие: очное и онлайн из любой точки мира
Дни недели: см. подробное расписание
Курс подойдет всем, кто хочет понимать фотографию как художественное средство:
— Фотографам, которые осваивают фотографию или хотят начать самостоятельный проект.
— Внимательным зрителям, которые только знакомятся с современной фотографией или хотят лучше понимать произведения визуального искусства.
Место проведения: ФотоДепартамент / Петербург
Гражданская ул., 13-15 / Бертгольд Центр
Участие: очное и онлайн из любой точки мира
Дни недели: см. подробное расписание
Курс подойдет всем, кто хочет понимать фотографию как художественное средство:
— Фотографам, которые осваивают фотографию или хотят начать самостоятельный проект.
— Внимательным зрителям, которые только знакомятся с современной фотографией или хотят лучше понимать произведения визуального искусства.
Visual Room — это курс для тех, кто хочет увидеть многозначность современной фотографии, научиться её анализировать и доходчиво выражать свои мысли
Парадокс фотографии — демонстрировать очевидные вещи и нести в себе неочевидные смыслы — особенно заметен сегодня. Возникшая как техническое средство, способное точнее других отражать мир вокруг, фотография стала полноценным художественным средством, заняв заметное место на территории искусства.
Сегодня фотография распространена как никогда раньше не только как особое занятие, но и как часть повседневного общения. Почти у каждого есть телефон, который не только делает снимки, но и помогает ими делиться. Кажется, что фотография окончательно ушла в повседневность и уже не может быть искусством. Но это не так.
В рамках курса Visual Room мы рассмотрим фотографию как часть нашей жизни, которая способна рассказать о нас больше, чем мы могли бы сами. Даже если изображения: некрасивы, неэффектны и вовсе нечитаемы на первый взгляд.
Мы выработаем собственный метод понимания и анализа изображения, который позволит увидеть фотографию как многозначный объект. Научимся продуктивно интерпретировать изображение и доходчиво выражать свои мысли, не упрощая то, что хотим сказать.
Сегодня фотография распространена как никогда раньше не только как особое занятие, но и как часть повседневного общения. Почти у каждого есть телефон, который не только делает снимки, но и помогает ими делиться. Кажется, что фотография окончательно ушла в повседневность и уже не может быть искусством. Но это не так.
В рамках курса Visual Room мы рассмотрим фотографию как часть нашей жизни, которая способна рассказать о нас больше, чем мы могли бы сами. Даже если изображения: некрасивы, неэффектны и вовсе нечитаемы на первый взгляд.
Мы выработаем собственный метод понимания и анализа изображения, который позволит увидеть фотографию как многозначный объект. Научимся продуктивно интерпретировать изображение и доходчиво выражать свои мысли, не упрощая то, что хотим сказать.
Что мы будем делать?
— Мы будем рассматривать фотографию через основные идеи и свойства, без которых нельзя представить современную фотографию.
— Одно занятие — одна идея. Это поможет нам комбинировать историю и ключевые проекты последних десятилетий, чтобы лучше понимать, как развивался фотографический контекст до сегодняшнего дня.
— Читать ключевые теоретические тексты к каждому занятию.
— Обсуждать и переосмыслять важные фотографические (и не совсем фотографические) проекты на основе теории и выводов, к которым придём сами.
— Внимательно смотреть, анализировать (сопоставлять, сравнивать) работы авторов разных направлений и временных периодов.
— Делать выводы на основе наблюдений и доносить их до окружающих.
— Одно занятие — одна идея. Это поможет нам комбинировать историю и ключевые проекты последних десятилетий, чтобы лучше понимать, как развивался фотографический контекст до сегодняшнего дня.
— Читать ключевые теоретические тексты к каждому занятию.
— Обсуждать и переосмыслять важные фотографические (и не совсем фотографические) проекты на основе теории и выводов, к которым придём сами.
— Внимательно смотреть, анализировать (сопоставлять, сравнивать) работы авторов разных направлений и временных периодов.
— Делать выводы на основе наблюдений и доносить их до окружающих.
Allan McCollum, The Shapes Project, 2005-2006
Как будет строиться работа:
Занятия будут строиться следующим образом:
— Участники получают один обязательный текст для чтения перед каждым занятием. Каждая встреча будет разбита на две части:
— Первая часть посвящена обсуждению текстов и разбору вопросов — 1 час.
— Вторая часть отводиться для просмотра, анализа и обсуждения
проектов по теме — 1 час.
Курс состоит из 12 занятий
— Участники получают один обязательный текст для чтения перед каждым занятием. Каждая встреча будет разбита на две части:
— Первая часть посвящена обсуждению текстов и разбору вопросов — 1 час.
— Вторая часть отводиться для просмотра, анализа и обсуждения
проектов по теме — 1 час.
Курс состоит из 12 занятий
Темы занятий:
1. Вводное занятие. Зачем сегодня изучать фотографию?
Разберёмся с целями этого курса, узнаем о проблематике современной фотографии: какие вопросы ставит сегодня изображение перед зрителями и художниками?
Основные понятия: дискурс, образ.
2. Фотография как medium. Что такое фотография?
На первом занятии мы разберёмся, почему фотография до сих пор актуальна; в чём её особенности и почему сегодня нам сложно говорить о том, что такое фотография?
Основные понятия: медиум, фотографическое.
3. Доказательство/фикция I
Второе занятие мы посвятим одному из самых главных свойств фотографии — документальности.
Основное понятие – документ.
4. Доказательство/фикция II
Документ на службе у искусства, как фотография заставила в себе сомневаться.
Основные понятия – контекст, нарратив, апроприация.
5. Идентичность
Фотография как попытка описать человека, его индивидуальные и коллективные черты.
Основные понятия – точка наблюдения, каталог, архив.
6. Пространство вокруг
Вместе с развитием мысли и техническим прогрессом фотография помогла переопределить понятие «пространство»: от внутреннего до внешнего, от реального до виртуального.
Основные понятия: темпоральность, сконструированный, гибридный.
7. Неидеальный сканер
Пусть фотографию и называли «идеальным слепком», она всё равно отличается от оригинала. Найденное отличие дало повод для рождения множества вопросов и идей, на которых строится понимание современной фотографии как части современного искусства.
Основные понятия: знак, символ, индекс, копия, оригинал, симулякр.
8. Фотография и след
Глядя на фотографию, мы можем представить события, которые ей предшествовали. А иногда событие не может случиться, если нет фотографии.
Основные понятия: свидетельство, индекс.
9. Фотография: массовое и коллективное
Другой — загадка. Человек может скрывать в себе много интересных вещей. Иногда глубоко личные данные кажутся такими только на первый взгляд. Так, вскрывая неизвестные ранее личные архивы, мы находим свидетельства эпохи.
Основные понятия: коллективная память, травма.
10. Нематериальная фотография
Концептуальное искусство изменило материальную основу многих вещей. Произведение искусства перестало быть только объектом, теперь это могла быть идея, а объект подтверждал её существование. Особое место в этом переходе заняла фотография. Художники-концептуалисты видели в ней способность быть подтверждением того, что произведение искусства случилось.
Основные понятия: перформанс, перепостановка.
11. Переназначение. Фотография и кураторские практики
Фотография — вещь, которая сочетает в себе множество парадоксальных свойств. Одни из них — быть максимально компактным объектом по форме и одновременно быть максимально избыточным по содержанию. Это свойство позволяет смотреть на неё каждый раз под новым углом. Это свойство активно используют современные кураторы, исследователи и писатели.
Основные понятия: кураторство, музеефикация.
12. Итоговое занятие. Что нам сообщает изображение?
Подводим итоги курса, систематизируем информацию, задаем вопросы и ставим цели на будущее.
Основные понятия: трансформация, альтернативность.
Разберёмся с целями этого курса, узнаем о проблематике современной фотографии: какие вопросы ставит сегодня изображение перед зрителями и художниками?
Основные понятия: дискурс, образ.
2. Фотография как medium. Что такое фотография?
На первом занятии мы разберёмся, почему фотография до сих пор актуальна; в чём её особенности и почему сегодня нам сложно говорить о том, что такое фотография?
Основные понятия: медиум, фотографическое.
3. Доказательство/фикция I
Второе занятие мы посвятим одному из самых главных свойств фотографии — документальности.
Основное понятие – документ.
4. Доказательство/фикция II
Документ на службе у искусства, как фотография заставила в себе сомневаться.
Основные понятия – контекст, нарратив, апроприация.
5. Идентичность
Фотография как попытка описать человека, его индивидуальные и коллективные черты.
Основные понятия – точка наблюдения, каталог, архив.
6. Пространство вокруг
Вместе с развитием мысли и техническим прогрессом фотография помогла переопределить понятие «пространство»: от внутреннего до внешнего, от реального до виртуального.
Основные понятия: темпоральность, сконструированный, гибридный.
7. Неидеальный сканер
Пусть фотографию и называли «идеальным слепком», она всё равно отличается от оригинала. Найденное отличие дало повод для рождения множества вопросов и идей, на которых строится понимание современной фотографии как части современного искусства.
Основные понятия: знак, символ, индекс, копия, оригинал, симулякр.
8. Фотография и след
Глядя на фотографию, мы можем представить события, которые ей предшествовали. А иногда событие не может случиться, если нет фотографии.
Основные понятия: свидетельство, индекс.
9. Фотография: массовое и коллективное
Другой — загадка. Человек может скрывать в себе много интересных вещей. Иногда глубоко личные данные кажутся такими только на первый взгляд. Так, вскрывая неизвестные ранее личные архивы, мы находим свидетельства эпохи.
Основные понятия: коллективная память, травма.
10. Нематериальная фотография
Концептуальное искусство изменило материальную основу многих вещей. Произведение искусства перестало быть только объектом, теперь это могла быть идея, а объект подтверждал её существование. Особое место в этом переходе заняла фотография. Художники-концептуалисты видели в ней способность быть подтверждением того, что произведение искусства случилось.
Основные понятия: перформанс, перепостановка.
11. Переназначение. Фотография и кураторские практики
Фотография — вещь, которая сочетает в себе множество парадоксальных свойств. Одни из них — быть максимально компактным объектом по форме и одновременно быть максимально избыточным по содержанию. Это свойство позволяет смотреть на неё каждый раз под новым углом. Это свойство активно используют современные кураторы, исследователи и писатели.
Основные понятия: кураторство, музеефикация.
12. Итоговое занятие. Что нам сообщает изображение?
Подводим итоги курса, систематизируем информацию, задаем вопросы и ставим цели на будущее.
Основные понятия: трансформация, альтернативность.
2,5
недели
6
раз в неделю
2
часа каждое занятие
15
участников
Практическая информация:
Как принять участие:
Чтобы подать заявку на участие в группе Visual Room заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс из списка. В заявке укажите ваш опыт, образование и почему вы хотели бы принять участие в курсе.
Курс проводится в формате интенсива и состоит из 12 занятий.
Занятия будут проходить по следующему расписанию:
- выходные и праздничные дни – с 12:00
- будние дни – с 19:00
Подробное расписание – см. по ссылке
Чтобы подать заявку на участие в группе Visual Room заполните анкету на сайте и выберите соответствующий курс из списка. В заявке укажите ваш опыт, образование и почему вы хотели бы принять участие в курсе.
Курс проводится в формате интенсива и состоит из 12 занятий.
Занятия будут проходить по следующему расписанию:
- выходные и праздничные дни – с 12:00
- будние дни – с 19:00
Подробное расписание – см. по ссылке
Подробное расписание
Мы разработали расписание так, чтобы максимально использовать свободное время: занятия поставили на первую половину дня в праздники и выходные. Четыре занятия пройдут в будние дни вечером.
1) пт, 28 февраля, 19:00 – 21:00
2) сб, 29 февраля, 12:00 – 14:00
3) вс, 1 марта, 12:00 – 14:00
4) пн, 2 марта, 19:00 – 21:00
вт - чт, занятия нет
5) пт, 6 марта, 19:00 – 21:00
6) сб, 7 марта, 12:00 – 14:00
7) вс, 8 марта, 12:00 – 14:00
8) пн, 9 марта, 19:00 – 21:00
вт - чт, занятия нет
9) пт, 13 марта, 19:00 – 21:00
10) сб, 14 марта, 12:00 – 14:00
11) вс, 15 марта, 12:00 – 14:00
12) пн, 16 марта, 19:00 – 21:00
1) пт, 28 февраля, 19:00 – 21:00
2) сб, 29 февраля, 12:00 – 14:00
3) вс, 1 марта, 12:00 – 14:00
4) пн, 2 марта, 19:00 – 21:00
вт - чт, занятия нет
5) пт, 6 марта, 19:00 – 21:00
6) сб, 7 марта, 12:00 – 14:00
7) вс, 8 марта, 12:00 – 14:00
8) пн, 9 марта, 19:00 – 21:00
вт - чт, занятия нет
9) пт, 13 марта, 19:00 – 21:00
10) сб, 14 марта, 12:00 – 14:00
11) вс, 15 марта, 12:00 – 14:00
12) пн, 16 марта, 19:00 – 21:00
Онлайн-участие:
Даже если вы живете в другом городе, программы ФотоДепартамента вы можете посещать удалённо по прямой трансляции. При подаче заявки укажите об онлайн-участии в курсе.
Количество человек в группе: до 15 человек
Период проведения: 2 недели
Стоимость участия: 13 000 руб. за курс для новых участников и 11 000 руб. для студентов и выпускников ФотоДепартамент.Институт.
Оплата производится единоразово перед началом занятий.
Прием заявок на участие ведется до 26 февраля 2020
Начало занятий: пятница, 28 февраля в 19.00
Участникам придёт письмо-подтверждение с текстами для чтения к первому занятию.
Даже если вы живете в другом городе, программы ФотоДепартамента вы можете посещать удалённо по прямой трансляции. При подаче заявки укажите об онлайн-участии в курсе.
Количество человек в группе: до 15 человек
Период проведения: 2 недели
Стоимость участия: 13 000 руб. за курс для новых участников и 11 000 руб. для студентов и выпускников ФотоДепартамент.Институт.
Оплата производится единоразово перед началом занятий.
Прием заявок на участие ведется до 26 февраля 2020
Начало занятий: пятница, 28 февраля в 19.00
Участникам придёт письмо-подтверждение с текстами для чтения к первому занятию.
Отзывы о курсе
Павел Лахтачев
Санкт-Петербург
Курс мне понравился, вся информация по делу. Хорошая возможность вытащить свой разум из привычной колеи и увидеть мир визуала с другой стороны за небольшой промежуток времени. Отдельное спасибо преподавателю Юрию, который, в свою очередь, чутко реагирует на усвоение нами информации, ему важно чтобы каждый урок был нами усвоен, чтобы информация, вложенная в нас, развивалась и помогала нам рости. Спасибо вам, ФотоДеп!
Анна Соболь
Красноярск
Когда я увидела анонс курса, я понимала, что сильно рискую, ведь надо будет читать аналитику, смотреть какие-то совершенно непонятные для меня проекты, пытаться вникнуть в новые/старые понятия.
Но я также подумала, что если я не начну восстанавливать свою способность хотя бы ходить, не то, что взбираться на горы, я потеряю очень важную часть себя — способность читать сложные тексты, анализировать, думать, — всё то, что мне доставляет огромное удовольствие и всегда составляло важную часть жизни. Так что если бы я заново писала заявку, я бы написала, что хочу интеллектуально встать на ноги.
Но больше всего меня держало то, что я в виде отдельных фраз и даже слов начала находить в текстах что-то очень близкое, то, про что я думала, когда размышляла об историях, которые хочу рассказать, или в целом про изменения, которые замечаю — в медиа, в обществе. Меня утешало и вдохновляло то, что даже если я не понимаю сходу Агамбена, у меня случались свои — сильные и яркие — откровения в общении с текстом.
Я начала вспоминать, какое это удовольствие — ходить. И что мой мозг вообще может преодолевать белый шум. И курс помогал мне вспоминать об этом каждую неделю. А регулярность и время работают.
Отдельно меня радовало, как Юрий при выборе текстов/проектов/тем учитывал актуальную повестку c пост/деколониализмом и пр. Для меня лично это важно. Я не представляю, как сегодня можно это не учитывать, но в нашей стране это часто еще вообще остается не замеченным — ни в медиа, ни в образовании, ни в повседневности. Еще хорошо, что в курсе была структура и темы, но не было жесткой авторитарной попытки с стороны куратора двигаться по какому-то заранее намеченному образовательному плану, а была свобода двигаться внутри тем и свобода делиться мыслями. По мне, так из такой свободы, где есть разные взгляды и опыт, всегда больше интересного рождается — и мыслей, и наблюдений. Но то, что он возвращал нас к понятиям (индекс, кризис и пр.), когда мы по них забывали — это тоже было хорошо. И организационно всё было грамотно: тексты, презентации, ссылки на запись занятий.
Но я также подумала, что если я не начну восстанавливать свою способность хотя бы ходить, не то, что взбираться на горы, я потеряю очень важную часть себя — способность читать сложные тексты, анализировать, думать, — всё то, что мне доставляет огромное удовольствие и всегда составляло важную часть жизни. Так что если бы я заново писала заявку, я бы написала, что хочу интеллектуально встать на ноги.
Но больше всего меня держало то, что я в виде отдельных фраз и даже слов начала находить в текстах что-то очень близкое, то, про что я думала, когда размышляла об историях, которые хочу рассказать, или в целом про изменения, которые замечаю — в медиа, в обществе. Меня утешало и вдохновляло то, что даже если я не понимаю сходу Агамбена, у меня случались свои — сильные и яркие — откровения в общении с текстом.
Я начала вспоминать, какое это удовольствие — ходить. И что мой мозг вообще может преодолевать белый шум. И курс помогал мне вспоминать об этом каждую неделю. А регулярность и время работают.
Отдельно меня радовало, как Юрий при выборе текстов/проектов/тем учитывал актуальную повестку c пост/деколониализмом и пр. Для меня лично это важно. Я не представляю, как сегодня можно это не учитывать, но в нашей стране это часто еще вообще остается не замеченным — ни в медиа, ни в образовании, ни в повседневности. Еще хорошо, что в курсе была структура и темы, но не было жесткой авторитарной попытки с стороны куратора двигаться по какому-то заранее намеченному образовательному плану, а была свобода двигаться внутри тем и свобода делиться мыслями. По мне, так из такой свободы, где есть разные взгляды и опыт, всегда больше интересного рождается — и мыслей, и наблюдений. Но то, что он возвращал нас к понятиям (индекс, кризис и пр.), когда мы по них забывали — это тоже было хорошо. И организационно всё было грамотно: тексты, презентации, ссылки на запись занятий.
Мария Тержевик
Санкт-Петербург
В начале этого года я посетила авторский курс-интенсив Юрия Гудкова «Visual Room». Отсутствие вдохновения для дописывания литературоведческой статьи, нехватка интеллектуального общения, интерес к современной фотографии и наличие свободного времени сложились воедино, и я решила пойти. Несмотря на то, что ожиданий у меня особо не было, а собственные попытки снимать были уже пару лет как заброшены, я могу со сто процентной уверенностью сказать, что это было правильное решение. Отмечу пару существенных для меня аспектов.
Первое – атмосфера. Занятия проходят в расслабленной обстановке в доброжелательной компании, где есть место и для шуток, и для обсуждения (умеренного!) посторонних тем. Уровень уважения к чужому мнению был очень высокий, несмотря на существенную разницу между бэкграундом у всех участников курса. Разница в восприятии, напротив, благотворно влияла на наличие более широкого угла рассмотрения материала.
Объемность восприятия, безусловно, обеспечивали хорошо подобранные Юрием тексты, включающие в себя и научные работы (например, по философии и семиотике), и критические статьи, и интервью с художниками. Не всегда их было просто читать, но среди них оказались и те тексты, что я никак не могла себя заставить осилить (иногда без пинка не обойдешься). Хочется отметить, что ни один из них был чрезмерно «прикладным» и прямолинейным, не мешал первичному восприятию, а только настраивал на нужную волну.
Художественный материал для анализа и обсуждения был разноплановый и обширный. Мне, человеку не обладающему серьезной насмотренностью в области фотографии и современного искусства вообще, было ново почти все, однако и мои более «опытные» сокурсники многое видели впервые. К тому же, благодаря обсуждению теоретического материала в начале занятия, а также Юрию, выступавшему в роли модератора дискуссий, новый аспект восприятия даже знакомых проектов и работ был обеспечен.
Результат прохождения курса для меня: новые интересные знакомства (на последнем занятии мы не могли разойтись до часу ночи), заново возникшее желание снимать, дописанная статья, ощущение наполненности и желание развиваться в сфере. Сейчас, несмотря на отсутствие времени продолжать обучение, я все равно периодически захожу на сайт «ФотоДепаратамента» в поисках новых курсов.
Первое – атмосфера. Занятия проходят в расслабленной обстановке в доброжелательной компании, где есть место и для шуток, и для обсуждения (умеренного!) посторонних тем. Уровень уважения к чужому мнению был очень высокий, несмотря на существенную разницу между бэкграундом у всех участников курса. Разница в восприятии, напротив, благотворно влияла на наличие более широкого угла рассмотрения материала.
Объемность восприятия, безусловно, обеспечивали хорошо подобранные Юрием тексты, включающие в себя и научные работы (например, по философии и семиотике), и критические статьи, и интервью с художниками. Не всегда их было просто читать, но среди них оказались и те тексты, что я никак не могла себя заставить осилить (иногда без пинка не обойдешься). Хочется отметить, что ни один из них был чрезмерно «прикладным» и прямолинейным, не мешал первичному восприятию, а только настраивал на нужную волну.
Художественный материал для анализа и обсуждения был разноплановый и обширный. Мне, человеку не обладающему серьезной насмотренностью в области фотографии и современного искусства вообще, было ново почти все, однако и мои более «опытные» сокурсники многое видели впервые. К тому же, благодаря обсуждению теоретического материала в начале занятия, а также Юрию, выступавшему в роли модератора дискуссий, новый аспект восприятия даже знакомых проектов и работ был обеспечен.
Результат прохождения курса для меня: новые интересные знакомства (на последнем занятии мы не могли разойтись до часу ночи), заново возникшее желание снимать, дописанная статья, ощущение наполненности и желание развиваться в сфере. Сейчас, несмотря на отсутствие времени продолжать обучение, я все равно периодически захожу на сайт «ФотоДепаратамента» в поисках новых курсов.
Куратор курса
Юрий Гудков
главный редактор платформы "Проекция", художник
C 2016 г. со-организатор фестиваля современной фотографии "Присутствие". Главный редактор онлайн платформы "Проекция". С 2014 занимается художественной практикой, работает с изображением и текстом.
Номинант ряда международных конкурсов и премий, в том числе финалист Премии им. Сергея Курёхина 2018 в номинации «Лучший кураторский проект» (в дуэте с Надей Шереметовой); конкурса проектов молодых художников NOVA ART, книжных конкурсов Paris Photo - Aperture Award (Франция), Unseen Dummy Award (Нидерланды).
C 2016 г. со-организатор фестиваля современной фотографии "Присутствие". Главный редактор онлайн платформы "Проекция". С 2014 занимается художественной практикой, работает с изображением и текстом.
Номинант ряда международных конкурсов и премий, в том числе финалист Премии им. Сергея Курёхина 2018 в номинации «Лучший кураторский проект» (в дуэте с Надей Шереметовой); конкурса проектов молодых художников NOVA ART, книжных конкурсов Paris Photo - Aperture Award (Франция), Unseen Dummy Award (Нидерланды).
Вопросы о программе можно задать по телефону +7-901-301-7994
или на почту school@fotodepartament.ru
ФотоДепартамент.Институт
www.edu.fotodepartament.ru
www.fotodepartament.ru
или на почту school@fotodepartament.ru
ФотоДепартамент.Институт
www.edu.fotodepartament.ru
www.fotodepartament.ru